Отработанные масла промывают водой для удаления из них кислых продуктов — водорастворимых низкомолекулярных кислот, а также мыл — солей органических кислот, растворимых в воде. Промывка водой не обеспечивает полного восстановления масел при глубоком их старении. Этим методом часто пользуются при эксплуатации турбинных масел, для удаления из них растворимых в воде низкомолекулярных кислот. Вода с растворенными в ней кислотами может быть отделена от масла сепарацией при подогреве до температуры около 60° С.
Температура масла при промывке водой (рекомендуется применять горячую воду) имеет существенное значение. При температуре ниже 60° С затрудняется отделение воды от масла, а при более высокой температуре шлам может растворяться в масле.
Промывку масла в работающей турбине нужно проводить особенно тщательно и осторожно. Через каждые полчаса следует отбирать пробу промытого масла (за сепаратором) и проверять его на прозрачность.
Расход воды на промывку турбинного масла в сепараторе, куда подается также и горячая вода, составляет 20% от веса масла. При содержании воды в масле свыше 0,05% промывку следует приостановить и отрегулировать работу сепаратора.
Вследствие периодической промывки масла водой в действующей турбине значительно сокращается содержание в масле низкомолекулярных кислот, обусловливающих кислую реакцию водной вытяжки.
Промывка масла водой, кроме описанного выше случая, не является самостоятельным процессом регенерации. В основном его применяют как один из этапов при щелочной очистке масел (моторных и трансформаторных) для удаления непрореагировавшей щелочи и мыл. Промывка водой после обработки щелочными реагентами (NaOH, Nа2СО3, Nа3РO4) и последующей очистки от щелочных отбросов проводится следующим образом. В отстоявшееся в мешалке подогретое до 70—80° С масло подается в виде душа горячая вода (15—20% от загруженного масла). Затем масло с водой перемешивают воздухом в течение 20—25 мин. Отстой воды от масла продолжается всего 1—2 ч. Кратность промывки — 1—2 раза.
Промывку водой масла, предварительно обработанного, например кальцинированной содой (0,5—1,0% из расчета на сухое вещество), проводят до слабощелочной реакции водной вытяжки, так как не удается полностью отмыть щелочь при двукратной промывке. При подкислении воды небольшим (до 0,2%) количеством кислоты, например соляной или серной, удается полностью нейтрализовать остающуюся в масле щелочь.
Промывка масла водой после щелочной очистки не исключает применения отбеливающей глины, особенно при регенерации моторных (автомобильных и дизельных) и трансформаторных масел. После щелочной очистки малоработавших масел промывка водой является окончательной операцией.
В табл. 25 и 26 приведены данные по качеству автомобильного (без присадки) и дизельного (с присадкой) масел, регенерированных на установке РМ-250 по методу масло — глина — вода с предварительной обработкой водным раствором кальцинированной соды. Один образец масла перед регенерацией промывали водой, а второй регенерировали без промывки.
Из табл. 25 и 26 видно, что промывка водой после обработки щелочным раствором и последующей регенерации улучшает качество масла. Особенно при этом улучшаются такие показатели, как зольность, содержание асфальтенов, оптическая плотность (цвет) и коксуемость.
Следует отметить, что в некоторых случаях применяют промывку масел водой для удаления механических примесей, в частности углистых частиц. Например, при промывке сильно загрязненных масел (содержание примесей 1,36%) на сепараторе (расход воды 100% от веса масла) содержание примесей в масле снизилось на 0,044%.
ТАБЛИЦА 25 Качество автомобильного масла, регенерированного по методу масло — глина — вода, обработанного щелочным * раствором с промывкой и без промывки водой
Показатели | Автомобильное масло | ||
отработанное | регенерированное | ||
без промывки водой | с промывкой водой | ||
Вязкость V100, сСт | 9,3 | 10,5 | 10,2 |
Температура вспышки, °С | 182 | 208 | 207 |
Кислотное число, мг КОН/г | 0,40 | 0,17 | 0,17 |
Число омыления, мг КОН/г | — | 1,70 | 1,70 |
Коксуемость, % | 1,52 | 0,80 | 0,70 |
Зольность, % | 0,274 | 0,02 | 0,006 |
Содержание асфальтенов, % | 0,310 | 0,90 | 0,02 |
Оптическая плотность | — | 0,75 | 0,55 |
Испаряемость, % | — | 70,88 | 74,75 |
Рабочая фракция, % | — | 24,87 | 20,25 |
Лак, % |
| 4,25 | 5,00 |
* 10%-ный водный раствор Nа2СО3; расход на сырье 5%.
ТАБЛИЦА 26 Качество дизельного масла, регенерированного по методу масло — глина — вода, обработанного Na2CO3, с промывкой и без промывки водой
Показатели | Дизельное масло | ||
отработанное с присадкой ЦИАТИМ-339 | регенерированное | ||
без промывки водой | с промывкой водой | ||
Кислотное число, мг КОН/3 | 0,11 | 0,05 | 0,04 |
Число омыления, мг КОН/г | 3,27 | 1,07 | 0,98 |
Щелочность, мг КОН/г | 0,13 | 0,04 | 0,03 |
Коксуемость, % | 1,56 | 0,46 | 0,43 |
Зольность, % | 0,3936 | 0,018 | 0,016 |
Сульфатная зольность, % | 0,3241 | 0,0523 | 0,0482 |
Содержание, % |
|
|
|
асфальтенов | 0,192 | 0,016 | Отсутствие |
основания присадки (бария) | 0,1053 | 0,0075 | 0,0060 |
Оптическая плотность | — | 0,28 | 0,25 |
Испаряемость, % | — | 71,25 | 72,25 |
Рабочая фракция, % | — | 23,33 | 24,38 |
Лак, % | — | 5,42 | 3,37 |