Регенерация масел

Отработанные масла. Промывка водой

Отработанные масла промывают водой для удаления из них кислых продуктов — водорастворимых низкомолекулярных кислот, а также мыл — солей органических кислот, растворимых в воде. Промывка водой не обеспечивает полного восстановления ма­сел при глубоком их старении. Этим методом часто пользуются при эксплуатации турбинных масел, для удаления из них раство­римых в воде низкомолекулярных кислот. Вода с растворенными в ней кислотами может быть отделена от масла сепарацией при подогреве до температуры около 60° С.

Температура масла при промывке водой (рекомендуется при­менять горячую воду) имеет существенное значение. При темпера­туре ниже 60° С затрудняется отделение воды от масла, а при более высокой температуре шлам может растворяться в масле.

Промывку масла в работающей турбине нужно проводить осо­бенно тщательно и осторожно. Через каждые полчаса следует отбирать пробу промытого масла (за сепаратором) и проверять его на прозрачность.

Расход воды на промывку турбинного масла в сепараторе, куда подается также и горячая вода, составляет 20% от веса масла. При содержании воды в масле свыше 0,05% промывку следует приостановить и отрегулировать работу сепаратора.

Вследствие периодической промывки масла водой в действую­щей турбине значительно сокращается содержание в масле низкомолекулярных кислот, обусловливающих кислую реакцию водной вытяжки.

Промывка масла водой, кроме описанного выше случая, не яв­ляется самостоятельным процессом регенерации. В основном его применяют как один из этапов при щелочной очистке масел (мо­торных и трансформаторных) для удаления непрореагировавшей щелочи и мыл. Промывка водой после обработки щелочными реа­гентами (NaOH, Nа2СО3, Nа3РO4) и последующей очистки от ще­лочных отбросов проводится следующим образом. В отстоявшееся в мешалке подогретое до 70—80° С масло подается в виде душа горячая вода (15—20% от загруженного масла). Затем масло с водой перемешивают воздухом в течение 20—25 мин. Отстой воды от масла продолжается всего 1—2 ч. Кратность промывки — 1—2 раза.

Промывку водой масла, предварительно обработанного, напри­мер кальцинированной содой (0,5—1,0% из расчета на сухое ве­щество), проводят до слабощелочной реакции водной вытяжки, так как не удается полностью отмыть щелочь при двукратной промывке. При подкислении воды небольшим (до 0,2%) количеством кислоты, например соляной или серной, удается полностью нейтра­лизовать остающуюся в масле щелочь.

Промывка масла водой после щелочной очистки не исключает применения отбеливающей глины, особенно при регенерации мо­торных (автомобильных и дизельных) и трансформаторных масел. После щелочной очистки малоработавших масел промывка водой является окончательной операцией.

В табл. 25 и 26 приведены данные по качеству автомобильного (без присадки) и дизельного (с присадкой) масел, регенерирован­ных на установке РМ-250 по методу масло — глина — вода с пред­варительной обработкой водным раствором кальцинированной соды. Один образец масла перед регенерацией промывали водой, а второй регенерировали без промывки.

Из табл. 25 и 26 видно, что промывка водой после обработки щелочным раствором и последующей регенерации улучшает ка­чество масла. Особенно при этом улучшаются такие показатели, как зольность, содержание асфальтенов, оптическая плотность (цвет) и коксуемость.

Следует отметить, что в некоторых случаях применяют промывку масел водой для удаления механических примесей, в частности углистых частиц. Например, при промывке сильно загрязненных масел (содержание примесей 1,36%) на сепараторе (расход воды 100% от веса масла) содержание примесей в масле снизилось на 0,044%.

 

ТАБЛИЦА 25 Качество автомобильного масла, регенерированного по методу масло — глина — вода, обработанного щелочным * раствором с промывкой и без промывки водой

 

Показатели

Автомобильное масло

отработанное

регенерированное

без промывки водой

с промывкой водой

Вязкость V100, сСт

9,3

10,5

10,2

Температура вспышки, °С

182

208

207

Кислотное число, мг КОН/г

0,40

0,17

0,17

Число омыления, мг КОН/г

1,70

1,70

Коксуемость, %              

1,52

0,80

0,70

Зольность, %

0,274

0,02

0,006

Содержание асфальтенов, %

0,310

0,90

0,02

Оптическая плотность

0,75

0,55

Испаряемость, %

70,88

74,75

Рабочая фракция, %

24,87

20,25

Лак, %

 

4,25

5,00

* 10%-ный водный раствор Nа2СО3; расход на сырье 5%.

 

ТАБЛИЦА 26 Качество дизельного масла, регенерированного по методу масло — глина — вода, обработанного Na2CO3, с промывкой и без промывки водой

 

Показатели

Дизельное масло

отработанное с присадкой ЦИАТИМ-339

регенерированное

без промывки водой

с промывкой водой

Кислотное число, мг КОН/3

0,11

0,05

0,04

Число омыления, мг КОН/г

3,27

1,07

0,98

Щелочность, мг КОН/г

0,13

0,04

0,03

Коксуемость, %               

1,56

0,46

0,43

Зольность, %

0,3936

0,018

0,016

Сульфатная зольность, %            

0,3241

0,0523

0,0482

Содержание, %

 

 

 

асфальтенов

0,192

0,016

Отсутствие

основания присадки (бария)

0,1053

0,0075

0,0060

Оптическая плотность  

0,28

0,25

Испаряемость, %            

71,25

72,25

Рабочая фракция, %

23,33

24,38

Лак, %

5,42

3,37