При регенерации отработанных масел из двигателей внутреннего сгорания (авиационных поршневых, автомобильных и дизельных) помимо удаления продуктов старения необходим также отгон горючего, без чего невозможно получить масла с первоначальными вязкостью и температурой вспышки. Как указывалось выше, топливо (хвостовые тяжелые фракции), попадая в масло, разжижает его и снижает вязкость.
Содержание в работавшем масле топливных фракций зависит от испаряемости (фракционного состава) применяемого бензина, исправности системы вентиляции картера, теплового состояния двигателя, условий эксплуатации и т. п.
Меньше всего топлива в масле (до 2—2,5%) обнаруживают в жарких климатических зонах, больше — в северных районах при эксплуатации автомобилей зимой. В средней климатической полосе зимой содержание его составляет 6—10%. Следует отметить, что разжижение масла топливом происходит в первые дни работы двигателя на свежем масле, а затем количество топлива в масле стабилизируется на некотором постоянном уровне.
Присутствие топлива приводит к улучшению пусковых свойств масла в зимнее время, однако содержание топлива выше некоторого предела затрудняет эксплуатацию двигателя на рабочем режиме. Практикой установлено, что содержание топлива более 10% недопустимо, так как приводит к резкому снижению вязкости. Например, вязкость масла АК-10 с 10% топлива снижается до 6 сст. Поэтому необходимо постоянно контролировать вязкость масла, находящегося в картере двигателя, например при помощи шарикового вискозиметра. Следует отметить, что снижение температуры конца кипения бензинов, а также систематическое улучшение качества двигателей приводит к некоторому снижению содержания топлива в отработанных маслах.
Восстановление вязкостных свойств регенерированных масел осуществляется путем отгона горючего. Процесс основан на разности температур кипения топлива и масла. При нагревании отработанного масла в первую очередь из него испаряется топливо, так как температура кипения его значительно ниже температуры кипения масла.
Температурный режим извлечения горючего из отработанного масла зависит от фракционного состава топлива и метода его отгонки. Чем выше пределы выкипания топлива, тем более высокая температура требуется для удаления его хвостовых (тяжелых) фракций из отработанного масла.
Регенерационные установки, применяемые для отгонки горючего из разжиженных отработанных масел, принципиально не отличаются от промышленных нефтеперегонных установок, но конструктивно значительно проще и имеют, как правило, малые габариты.
Процесс испарения горючего из масла может быть осуществлен двумя методами:
однократным испарением, при котором образующиеся пары не выводятся из системы, а нагреваются вместе с жидкой фазой до конечной температуры, необходимой для отгона горючего. Процесс однократного испарения обычно проводят в непрерывном трубчатом змеевике или трубчатой печи, огневой или электрической;
постепенным испарением, при котором образующиеся пары выводятся из системы непрерывно по мере их выделения; в системе остается только жидкая фаза, находящаяся в равновесии с выделяющимися парами. Процесс постепенного испарения обычно проводят в кубовых установках периодического действия.
Методом однократного испарения можно получить такой же отгон, как при постепенном испарении, при более низкой (на 30—50° С) температуре отработанного масла. Кроме того, вероятность разложения масла уменьшается при кратковременном пребывании его в зоне высоких температур. Например, в трубчатых печах нагрев масла длится всего несколько минут, и время его пребывания в зоне высоких температур исчисляется секундами.
Метод однократного испарения применительно к регенерации обводненных отработанных масел имеет еще одно преимущество. Обводненное масло при нагреве в печи не представляет опасности в отношении вспенивания и выброса из системы, более того, вода в отработанном масле при совместном их нагреве превращается в перегретый водяной пар, что позволяет вести перегонку при более низкой температуре без разложения углеводородов масла.
Современные установки, предназначенные для восстановления масел с отгоном горючего, снабжены специальными устройствами для ввода воды в масло и создания водо-масляной эмульсии, которая затем непрерывно подается в трубчатые печи. Вода, превращаясь в водяной пар, занимает большой объем и способствует увеличению скорости движения масла в печи; при этом сокращается продолжительность пребывания масла в зоне повышенных температур и увеличивается теплопередача. Как известно, кипение жидкости происходит, когда давление ее паров равно или больше внешнего давления. При нагреве масла с топливом давление нефтяных паров меньше внешнего давления. Это недостающее при данной температуре давление паров нефтепродуктов для преодоления внешнего давления возмещается давлением водяного пара. Давление паров смеси равно сумме парциальных давлений нефтяных и водяного паров, вследствие чего давление паров смеси становится равной величине внешнего давления, что и необходимо для процесса перегонки. Практикой эксплуатации установлено, что оптимальное количество воды, добавляемое к сырью, равно 5% с учетом содержания ее в отработанном масле.
При перегонке с водяным паром температура нагрева сырья может быть понижена на 50—70° С по сравнению с процессом без подачи воды. Так, оптимальная температура масла на выходе из печи при подаче в сырье 5% воды составляла для автомобильного масла 225—250° С вместо 300° С при нагреве того же сырья без воды.
На маслорегенерационных установках горючее испаряется из масла, нагретого в трубчатой печи до требуемой температуры, в испарительных колоннах, как правило, под вакуумом. Применение вакуума в сочетании с перегретым водяным паром способствует дополнительному снижению температуры отгона топливных фракций. Обычно разрежение в испарителе поддерживается 100—150 мм рт. ст. (т. е. остаточное давление 660—610 мм рт. ст.).