Фильтрацией называют процесс разделения неоднородных систем при помощи пористых перегородок, которые задерживают одни фазы этих систем и пропускают другие. К таким процессам относится разделение суспензий на чистую жидкость и влажный осадок, например отделение от масла механических примесей или отбеливающей глины.
Фильтровальная перегородка, если не учитывать незначительного периода фильтрования, состоит из двух слоев: исходного фильтрующего материала и непрерывно образующегося на нем слоя осадка. Следовательно, сопротивление при фильтрации определяется суммой сопротивлений фильтровальной перегородки и слоя осадка.
Жидкость, подвергаемая фильтрации, помещается в одну часть фильтра таким образом, чтобы она соприкасалась с фильтровальной перегородкой. В разделенных частях фильтра создается разность давлений, под действием чего жидкость проходит через поры фильтровальной перегородки, а твердые частицы задерживаются этой перегородкой.
Разность давлений создают при помощи компрессоров (сжатым воздухом), вакуумных насосов и жидкостных насосов (поршневых или центробежных), а также используют гидростатическое давление самой фильтруемой жидкости. Как правило, фильтрацию очищаемых масел на фильтрах маслорегенерационных установок и отдельных фильтрующих устройствах осуществляют при помощи жидкостных насосов, причем разность давлений обычно не превышает 4—5 кГ/см2.
Выбор фильтрующего материала для перегородки зависит в основном от характера примесей, подлежащих удалению. Чем меньше размер частиц примесей, тем плотней должен быть фильтрующий материал. Одни материалы задерживают только твердые примеси, другие удаляют из отработанного масла также углистосажистые частицы, асфальто-смолистые вещества и другие про- дукты старения масла.
Фильтрующие материалы принято различать по следующим признакам:
материал, каналы которого меньше, чем средний диаметр задерживаемых частиц (фильтровальная бумага, картон, плотные ткани и т. д.);
материал, каналы которого больше, чем средний диаметр задерживаемых частиц (войлок, волокнистый асбест, шерстяные очесы, хлопчатобумажные «концы» и т. п.). Несмотря на то, что величина каналов фильтрующих материалов этой группы даже при сильном уплотнении остается значительной, масло, проходя через такую среду и несколько раз меняя направление движения, освобождается от механических примесей;
материал, каналы которого в начале фильтрации больше, чем средний диаметр удаляемых частиц, но во время фильтрации заполняются этими частицами и становятся меньше их среднего диаметра. Характерным материалом этой группы является металлическая сетка. В начальный период фильтрации сетка не задерживает большинства примесей, но образующийся на ней осадок становится основной фильтрующей средой.
Таким образом, отделение твердых частиц от жидкости при помощи фильтровальной перегородки — процесс сложный. Особенно существенно, что нет необходимости применять фильтрующий материал с порами, средний размер которых меньше среднего размера твердых частиц. Известно, что твердые частицы успешно задерживаются фильтрующими материалами, средний размер пор которых значительно превышает средний размер отделяемых частиц.
В практике очистки отработанных масел часто встречаются примеси, которые не задерживаются всеми описанными фильтрующими материалами, например в маслах из масляных выключателей, содержащих тонкодисперсные углисто-сажистые частицы, близкие по размеру к коллоидным частицам. Проходят также через поры фильтрующих перегородок, не задерживаясь ими, алюминиевая и другие пудры, попадающие в масло при эрозионной обработке металлов на специальных станках.
При фильтрации отработанных дизельных и автомобильных масел с высокоэффективными присадками механические примеси вместе с продуктами термического разложения масла и топлива и элементами присадки, находящимися в мелкодисперсном состоянии, блокируют поры фильтрующей перегородки, давление резко возрастает — до 10 кГ/см2, фильтрация практически прекращается. В технике фильтрования в подобных случаях прибегают к предварительной обработке таких масел поверхностно-активными веществами — коагуляторами, которые укрупняют мелкодисперсные примеси и способствуют нормальной фильтрации. Смешение масел, в том числе и после процесса коагуляции, со вспомогательными пористыми веществами, в частности с отбеливающей глиной, и подача такой суспензии на фильтрующую перегородку придает необходимую пористость сжимаемым осадкам и способствует полному отделению очищаемых масел от примесей.
Метод фильтрации широко применяется для очистки масел в циркуляционных системах смазки в процессе работы механизмов, отработанных масел и т. п. Во все без исключения технологические схемы маслорегенерационных и очистительных установок входит процесс фильтрации.
Для расчета фильтров разработан ряд эмпирических формул, при помощи которых можно определить величину фильтрующей поверхности, производительность фильтра и скорость фильтрации. Однако вследствие того, что осадки на фильтрующих перегородках весьма разнообразны, процесс фильтрования, несмотря на кажущуюся простоту, до сих пор трудно поддается точному расчету. Ниже приведена одна из наиболее известных формул — формула Пуазейля для определения скорости фильтрации Q:
где r — средний радиус капилляров фильтрующей перегородки; р — давление масла перед фильтром; F — площадь фильтрующей перегородки; l — длина капилляра; η — абсолютная вязкость масла.
Длина капилляра
l = аb
где а — коэффициент, учитывающий извилистость капиллярных каналов (он всегда больше единицы); b — толщина перегородки.
Из формулы следует, что производительность фильтра прямо пропорциональна давлению перед фильтром, площади последнего, радиусу капилляра в четвертой степени и обратно пропорциональна длине капилляра, а также абсолютной вязкости масла.
Количество осадка, образующегося на фильтрующей перегородке, и его удельное сопротивление при данных условиях фильтрации определяют опытным путем.
Во всех случаях фильтрации приходится учитывать сжатие осадка, или лепешки, образующейся на фильтрующей перегородке под влиянием давления. Уплотнение осадка служит одной из причин, снижающих производительность фильтра.
Практикой установлено, что с повышением давления произво- дительность фильтра резко увеличивается, но качество фильтрата ухудшается. Это может быть объяснено тем, что движущиеся с большой скоростью струйки масла вымывают примеси, задержанные ранее фильтрующим материалом.
Следовательно, технически более целесообразно постепенно повышать давление при фильтрации, не создавая условий для вымывания задержанных фильтрующим материалом частиц и сохраняя скорость фильтрации на определенном отрезке времени примерно на одном уровне.
Скорость фильтрации находится в прямой зависимости от вязкости масла. Например, с повышением температуры фильтруемого через бумагу авиационного масла со 100 до 120° С при постоянном давлении скорость фильтрации увеличивается на 35%.
В начале фильтрации масла фильтрат может содержать механические примеси, вследствие проникновения твердых частиц через поры фильтрующей перегородки. Когда же фильтрующий материал приобретет достаточную задерживающую способность в результате создания на поверхности перегородки тончайшей пленки из механических примесей или вспомогательного порошка (отбеливающая глина), фильтрат становится прозрачным. Образовавшаяся лепешка осадка является дополнительной фильтрующей средой и вместе с основной перегородкой препятствует проникновению примесей в фильтрат. Из практики известно, что такая пленка образуется в течение первых же минут работы фильтра. Для предотвращения смешения последующих порций чистого масла с первой порцией ее нужно собирать в отдельную емкость и вновь подвергать фильтрации.
По достижении определенной толщины слоя осадка его снимают с фильтровальной перегородки при помощи различных механических устройств или отделяют от нее обратным током фильтрата. На фильтрпрессах маслорегенерационных установок, как правило, осадок снимают вместе с фильтрующей перегородкой (картоном, бумагой) по достижении максимально допустимого давления на фильтр.
Большое влияние на производительность и эффективность фильтрации оказывает наличие в масле воды, особенно когда фильтрующим материалом служит бумага, картон и т. п. Бумага и картон жадно поглощают влагу, размокают, теряют структуру и перестают фильтровать масло; кроме того, они могут прорываться. Поэтому фильтровать через них следует только предварительно обезвоженное масло. Но этим свойством картона и бумаги иногда пользуются для удаления из трансформаторного масла следов влаги. При этом температура масла перед фильтром не должна превышать 40° С, так как при более высокой температуре поглощение влаги ухудшается. Картон или бумага должны быть тщательно просушены перед употреблением. Во избежание насыщения сухого картона влагой из воздуха его следует хранить в сухом чистом масле.