Регенерация масел

Сбор отработанных масел

Необходимость и целесообразность сбора отработанных масел очевидна. Однако этому не везде уделяют одинаковое внима­ние. Имеются еще предприятия, где сбор отработанных масел не проводят или же собранные масла не регенерируют и не сдают со­ответствующим организациям, а используют в качестве топлива.

Процессу регенерации отработанных масел предшествует не­сколько предварительных операций, от правильного проведения ко­торых во многом зависит успех регенерации, т. е. получение масел высокого качества и в необходимом ассортименте. К этим опера­циям относятся: сбор отработанных масел в пунктах потребления, хранение их, транспортировка к месту регенерации.

Одним из важнейших условий проведения качественной регене­рации является правильная организация сбора отработанных ма­сел в автомобильных хозяйствах, на заводах и фабриках, электро­станциях и других предприятиях, потребляющих нефтяные масла.

При сборе отработанных масел необходимо соблюдать следую­щие правила.

Смазочные масла, подлежащие регенерации, собирают раз­дельно по маркам. Масла различных марок, допускаемые к приме­нению в одних и тех же механизмах, можно собирать вместе. Сильно загрязненные масла нужно собирать отдельно от менее загрязненных.

Индустриальные масла после их применения для смазки горя­чих (при температуре свыше 110° С) частей машин собирают для регенерации отдельно.

Не допускается при сборе загрязнение индустриальных масел трансмиссионными маслами и консистентными смазками.

Для сбора отработанных масел при их замене применяется различное оборудование — стандартное и нестандартное. Спе­циальный инвентарь: воронки, ведра, бидоны, противни и т. п. должны быть чистыми. Его, так же как и емкости для транспорти­ровки и хранения отработанных масел, рекомендуется снабжать надписями и окрашивать в определенные цвета, установленные для масла данной марки.

Отработанные масла сливают в специально приспособленные сборники, баки или резервуары, а также бочки, в которые не допускается слив других отработанных и свежих масел.

Иногда из оборудования (турбин, трансформаторов, закалоч­ных ванн, тепловозов и т. п.) приходится удалять большие коли­чества отработанных масел. В этом случае к спускному крану под­водят трубопровод, по которому отработанное масло откачивают насосом в соответствующую приемную емкость.

Для слива масла из двигателей очень удобен передвижной бак ГАРО (рис. 15). Из двигателя автомобиля, установленного над ка­навой или поднятого подъемником, масло сливают в воронку 3 диаметром 300 мм, и по шарнирно соединенным трубам 2 оно сте­кает в бак 1 емкостью 110 л. Шарнирное соединение труб дает воз­можность подводить воронку под маслосливное отверстие картера без точной установки самого бака.

В механизированных автохозяйствах для слива отработанных масел из двигателей применяют стационарные устройства, состоящие из маслоприемочной воронки, трубопроводов и емкости для сбора масла, установленной на более низком уровне, чтобы масло из картеров сливалось самотеком.

 

 

Передвижной бак ГАРО для слива отработанных масел

Рис. 15. Передвижной бак ГАРО для слива отработанных масел:

1 — бак; 2 — сливные трубопроводы; 3 — воронка с сеткой; 4 — люк.

 

Для перекачки собранного отработанного масла на значитель­ные расстояния применяются насосы. Из приемной емкости масло перекачивают или после затаривания перевозят на регенерацион­ную станцию непосредственно или через нефтебазу.

Практика показала, что при соответствующей организации сбор отработанных масел может быть налажен в любых условиях эк­сплуатации машин и механизмов. Хорошие результаты дает си­стема, при которой свежее масло отпускают только при условии возврата установленного количества отработанных масел. По каж­дому предприятию, цеху необходимо устанавливать план сбора отработанных масел и контролировать его выполнение.

Для правильной организации сбора, хранения и регенерации целесообразно выделять ответственных лиц, в обязанности которых входило бы решение всех вопросов, связанных с ведением смазочного хозяйства на предприятии.  

Ответственность за сбор отработанных масел на промышленных предприятиях надо возлагать на главных механиков, главных энер­гетиков (при наличии большого количества энергетических масел), заведующих масляным хозяйством предприятия, а там, где нет такой должности, — на цеховых мастеров.      

Собирать отработанные масла должны смазчики или другие специально назначенные для этой цели лица. Их необходимо хо­рошо проинструктировать о правилах сбора и порядке сдачи собранных масел.

Ответственные за смазку в структурных подразделениях предприятий (цех, участок и т. п.) наряду с систематическим наблюде­нием за работой всех смазочных систем и приспособлений обязаны своевременно сливать отработанные масла, очищать и промывать картеры, ванны, масляные емкости механизмов и оборудования, хранить и сдавать отработанные масла на регенерацию.

На предприятиях должна быть разработана подробная инструк­ция по организации и технике сбора и хранения отработанных ма­сел с указанием соответствующих норм.