Необходимость и целесообразность сбора отработанных масел очевидна. Однако этому не везде уделяют одинаковое внимание. Имеются еще предприятия, где сбор отработанных масел не проводят или же собранные масла не регенерируют и не сдают соответствующим организациям, а используют в качестве топлива.
Процессу регенерации отработанных масел предшествует несколько предварительных операций, от правильного проведения которых во многом зависит успех регенерации, т. е. получение масел высокого качества и в необходимом ассортименте. К этим операциям относятся: сбор отработанных масел в пунктах потребления, хранение их, транспортировка к месту регенерации.
Одним из важнейших условий проведения качественной регенерации является правильная организация сбора отработанных масел в автомобильных хозяйствах, на заводах и фабриках, электростанциях и других предприятиях, потребляющих нефтяные масла.
При сборе отработанных масел необходимо соблюдать следующие правила.
Смазочные масла, подлежащие регенерации, собирают раздельно по маркам. Масла различных марок, допускаемые к применению в одних и тех же механизмах, можно собирать вместе. Сильно загрязненные масла нужно собирать отдельно от менее загрязненных.
Индустриальные масла после их применения для смазки горячих (при температуре свыше 110° С) частей машин собирают для регенерации отдельно.
Не допускается при сборе загрязнение индустриальных масел трансмиссионными маслами и консистентными смазками.
Для сбора отработанных масел при их замене применяется различное оборудование — стандартное и нестандартное. Специальный инвентарь: воронки, ведра, бидоны, противни и т. п. должны быть чистыми. Его, так же как и емкости для транспортировки и хранения отработанных масел, рекомендуется снабжать надписями и окрашивать в определенные цвета, установленные для масла данной марки.
Отработанные масла сливают в специально приспособленные сборники, баки или резервуары, а также бочки, в которые не допускается слив других отработанных и свежих масел.
Иногда из оборудования (турбин, трансформаторов, закалочных ванн, тепловозов и т. п.) приходится удалять большие количества отработанных масел. В этом случае к спускному крану подводят трубопровод, по которому отработанное масло откачивают насосом в соответствующую приемную емкость.
Для слива масла из двигателей очень удобен передвижной бак ГАРО (рис. 15). Из двигателя автомобиля, установленного над канавой или поднятого подъемником, масло сливают в воронку 3 диаметром 300 мм, и по шарнирно соединенным трубам 2 оно стекает в бак 1 емкостью 110 л. Шарнирное соединение труб дает возможность подводить воронку под маслосливное отверстие картера без точной установки самого бака.
В механизированных автохозяйствах для слива отработанных масел из двигателей применяют стационарные устройства, состоящие из маслоприемочной воронки, трубопроводов и емкости для сбора масла, установленной на более низком уровне, чтобы масло из картеров сливалось самотеком.
Рис. 15. Передвижной бак ГАРО для слива отработанных масел:
1 — бак; 2 — сливные трубопроводы; 3 — воронка с сеткой; 4 — люк.
Для перекачки собранного отработанного масла на значительные расстояния применяются насосы. Из приемной емкости масло перекачивают или после затаривания перевозят на регенерационную станцию непосредственно или через нефтебазу.
Практика показала, что при соответствующей организации сбор отработанных масел может быть налажен в любых условиях эксплуатации машин и механизмов. Хорошие результаты дает система, при которой свежее масло отпускают только при условии возврата установленного количества отработанных масел. По каждому предприятию, цеху необходимо устанавливать план сбора отработанных масел и контролировать его выполнение.
Для правильной организации сбора, хранения и регенерации целесообразно выделять ответственных лиц, в обязанности которых входило бы решение всех вопросов, связанных с ведением смазочного хозяйства на предприятии.
Ответственность за сбор отработанных масел на промышленных предприятиях надо возлагать на главных механиков, главных энергетиков (при наличии большого количества энергетических масел), заведующих масляным хозяйством предприятия, а там, где нет такой должности, — на цеховых мастеров.
Собирать отработанные масла должны смазчики или другие специально назначенные для этой цели лица. Их необходимо хорошо проинструктировать о правилах сбора и порядке сдачи собранных масел.
Ответственные за смазку в структурных подразделениях предприятий (цех, участок и т. п.) наряду с систематическим наблюдением за работой всех смазочных систем и приспособлений обязаны своевременно сливать отработанные масла, очищать и промывать картеры, ванны, масляные емкости механизмов и оборудования, хранить и сдавать отработанные масла на регенерацию.
На предприятиях должна быть разработана подробная инструкция по организации и технике сбора и хранения отработанных масел с указанием соответствующих норм.