Регенерация масел

Загрязнение масел примесями

Металлические частицы попадают в масло в результате стирания металла с поверхностей деталей; минеральные примеси — пыль, песок — засасываются в масляную систему из воздуха, на­капливаются в работающем масле и вызывают интенсивный из­нос трущихся поверхностей. Особенно сильно загрязняются такими примесями масла при работе тракторов на пахоте и автомобилей на пыльных проселочных дорогах. В этих случаях содержание механических примесей в маслах достигает нескольких процентов.

В некоторых механизмах масла загрязняются угольной пылью (в шахтном оборудовании), очесами и волокнами (в производстве пряжи и тканей). Почти во все масла попадают также различные волокнистые вещества от обтирочных материалов.

Во время работы в двигателях и аппаратах масла обводняются. Вода проникает в масло из окружающего воздуха, из продуктов сгорания топлива или через неплотности водяных охлаждающих устройств.

Вода находится в масле в растворенном состоянии и в виде эмульсии; в зависимости от условий она может частично перехо­дить из одного состояния в другое.

Гигроскопичность минеральных масел зависит от температуры масла и  окружающего воздуха. Например, раствормость воды (в %) в транформаторном масле в зависимости от его темпера­туры такова:

5° С

0,011

25° С

0,042

50° С

0,054

75° С

0,105

 

С изменением температуры, связанным обычно, с изменением режима работы машины или аппарата, происходит конденсация на поверхности масла влаги, имеющейся в воздухе, иногда в зна­чительном количестве. Кроме того, в масле всегда есть немного растворенной влаги.

Термическое разложение

При соприкосновении масел с нагретыми частями машин происходит термическое разложение (крекинг), в результате ко­торого образуются легкие летучие и тяжелые продукты. Кроме того, масла подвергаются значительным местным перегревам, а иногда (например, в масляных выключателях) частично сгорают,

Склонность минеральных масел к термическому разложению зависит прежде всего от их углеводородного состава. Чем длин­нее и сложнее молекулы углеводородов масел, тем легче они раз­лагаются под действием высокой температуры.

Например, при нагревании масла индустриального 45 в течение 1 ч при 425° С получается 85% продуктов разложения, при нагре­вании в тех же условиях газойля — только 33%.

Скорость разложения углеводородов возрастает с повышением температуры и в определенных температурных интервалах (400—450° С) подчиняется закону Вант-Гоффа, согласно которому с повышением температуры на каждые 10° С скорость разложения увеличивается в 2 раза. Например, если при 425° С образовалось 0,1 % продуктов разложения в минуту, то при 435° С их получится 0,2%, а при 445° С —0,4%.

Некоторые металлы (медь, цинк и др.) значительно снижают температуру разложения углеводородов, оказывая каталитическое действие на этот процесс.