Регенерация масел

Загрязнения масла продуктами сгорания

Наряду с процессами окисления и термического разложения дизельного масла существенное значение имеет разбавление его горючим, особенно в зимнее время, так как при этом резко понижается вязкость и температура вспышки масла.

В табл. 6 и 7 приведены показатели качества отработанных автомобильных масел, в табл. 8 и 9 — дизельных масел.

ТАБЛИЦА 8 Качество отработанных масел МТ-16п 

Показатели

Масло МТ-16п партий

1

2

3

Вязкость, сст

 

 

 

V50

82,01

73,52

94,95

V100

12,88

10,95

12,40

Отношение V50/V100

6,37

6,71

7,66

Температура вспышки (в открытом тиг­ле), °С

186

173

165

Кислотное число, мг КОН/г

0,28

0,27

0,14

Число омыления, мг КОН/г

2,28

2,02

2,4

Коксуемость, %

1,38

1,06

0,98

Зольность, %

0,40

0,24

0,28

Содержание, %

 

 

 

воды

0,54

0,48

0,60

механических примесей      

0,751

0,502

0,400

в том числе:

 

 

 

асфальтенов

0,036

0,010

0,031

карбенов и карбоидов

0,4275

0,3400

0,2190

неорганических компонентов

0,2880

0,1520

0,1500

нейтральных смол

- 5,0

5,4

бария

0,1105

0,0833

0,074

серы               

0,59

0,41

0,61

водорастворимых кислот        

 

Отсутствие

 

 

ТАБЛИЦА 9 Качество отработанных дизельных масел 

Показатели

Отработанные масла

с самосвалов

с теплоходов

с тепловозов

Кислотное число, мг КОН/г

0,13

0,24

0,12

Содержание примесей, %       

1,691

1,011

0,357

в том числе:

 

 

 

асфальтенов

0,127

0,319

0,087

карбенов и карбоидов

1,224

0,408

0,145

неорганических

0,340

0,284

0,125

Коксуемость, %

2,21

1,55

1,47

Зольность, %

0,478

0,499

0,645

На рис. 7 показано изменение свойств масла в процессе его ра­боты. Характерный состав загрязняющих примесей в масле приве­ден ниже:     

Количество, %

Карбюраторные

двигатели

Дизельные

двигатели

Асфальтенов

 

 

минимальное

5

3

максимальное

30

10

среднее

19

7

Карбенов и карбоидов

 

 

минимальное       

37

80

максимальное      

88

90

среднее

72

86

Неорганических компонентов

 

 

минимальное       

4

4

максимальное      

38

17

среднее  

9

7

Особенно заметно повышается загрязнение масла по мере износа деталей двигателя (см. рис. 7). Это связано с увеличением количества прорывающихся в картер газов, которые несут с собой продукты неполного сгорания топлива и, повышая температуру масла, ускоряют процесс его загрязнения.

 Изменение содержания карбенов, карбоидов (а) и неорга­нических компонентов (б) примесей в масле двигателя ГАЗ-51 раз­личной степени изношенности

Рис. 7. Изменение содержания карбенов, карбоидов (а) и неорга­нических компонентов (б) примесей в масле двигателя ГАЗ-51 раз­личной степени изношенности:

1 — изношенный двигатель; 2 — изношенный двигатель после смены поршней и колец; 3— новый двигатель.

 

Большое влияние на интенсивность загрязнения масла продук­тами, попадающими из камеры сгорания в картер, а следова­тельно, и на образование осадков в двигателе оказывает вентиля­ция картера. В некоторой степени она предотвращает разжижение масла горючим.

Так как в дизелях конденсация топлива не происходит, вяз­кость масла в процессе работы повышается. Это объясняется так и более жесткими условиями работы дизеля по сравнению с карбюраторным двигателем.

При работе двигателя на масле, содержащем моющую присадку, концентрация ее уменьшается и понижается эффективность ее действия. Количество оснований для отдельных моющих присадок снижается в разной степени. Уменьшение содержания присадки в работающем масле объясняется, во-первых, коагуляцией на ее поверхности продуктов полимеризации масла с их последующим удалением фильтрами тонкой очистки и, во-вторых, термическим разложением присадки с образованием нерастворимых веществ, также удаляемых фильтрами тонкой очистки. Присадка срабатывается и вследствие взаимодействия ее с поверхностью деталей двигателя.

В первые часы работы двигателя концентрация присадки в масле снижается особенно интенсивно (рис. 8) [4]. При центробежной очистке масла присадки, как правило, извлекаются в меньшем количестве, чем при очистке фильтрующими элементами.

Изменения содержания основа­ния присадок в масле ДС-8 в процессе работы двигателя ЗИЛ-164

Рис. 8. Изменения содержания основа­ния присадок в масле ДС-8 в процессе работы двигателя ЗИЛ-164:

3% ЦИАТИМ-339 + 1 % АзНИИ-ЦИАТИМ-1; 3,5% ДФ-1; 3-4,5% ВНИИ НП-361; 4-5,5% МНИ ИП-22К.