Синтез Фишера—Тропша

Железные катализаторы для синтеза

Железные катализаторы для высокопроизводитель­ного синтеза при среднем давлении. После того как были уста­новлены пригодность железных катализаторов для ФТ-синтеза при повышенном давлении (до 1,5 МПа) и вытекающие отсюда пре­имущества улучшенного способа работы, усилилось внимание к получению более производительного железного катализатора. Были исследованы разные пути приготовления железных катализаторов — осаждение, пропитка, спекание, плавление.

Вскоре оказалось, что метод   осаждения из водных   растворов является самым перспективным для воздействия на свойства све­жеприготовленного   катализатора и   на его   дальнейшую   переработку.

Сравнительные испытания различных железных катализаторов, проведенные в 1943 г. [138], подтвердили, что осажденные катали­заторы имеют преимущества по активности и селективности по сравнению со спеченными и плавлеными. Существовала еще одна точка зрения в пользу осажденных катализаторов. Она основыва­лась на возможности управлять (путем изменения состава катали­затора) распределением получаемых соединений с разным числом С-атомов в сравнительно широких пределах и значительно повы­шать гибкость ФТ-синтеза.

По этим причинам фирмы Ruhrchemie и Lurgi вскоре после II мировой войны организовали рабочую группу для дальнейшей разработки осажденных железных катализаторов. В результате проведенных работ и испытаний на установке, сооруженной фир­мами Krupp и Kohlechemie, на установке фирмы Kuhlmann и при высокопроизводительном синтезе фирмы Sasol осажденные ката­лизаторы были значительно улучшены.

Из большого числа испытанных активаторов особенно пригод­ными оказались медь, оксиды кремния и калия. Медь облегчает восстановление оксида железа и стабилизирует структуру кристал­лической решетки восстановленного катализатора. Оксид кремния влияет прежде всего на распределение, величину и объем пор, на внутреннюю поверхность катализатора [139, 140]. Оксид калия ре­гулирует длину углеродной цепи продуктов ФТ-синтеза и снижает метанообразование. Для получения особо активного катализатора применяют раствор трехвалентного железа, тщательно очищенный от хлоридов и сульфатов. Эти ионы снижают активность катализа­тора, вероятно, за счет обусловленных ими структурных изменений.

Особое значение приобретает поверхность восстановленного катализатора, на величину и структуру которой можно влиять (табл. 30), изменяя количество активатора и условия осаждения. В зависимости от содержания SiO2 и щелочи, от степени восста­новления и условий приготовления (пропитка без последующей нейтрализации, изменение концентрации раствора-осадителя) получают первичные ФТ-продукты с большей или меньшей концен-

 

Таблица 30. Зависимость состава первичных продуктов ФТ-синтеза от свойств осажденного железного катализатора

Условия синтеза: ≈2,5 МПа, температура рубашки реактора 220—225 С; количество исходного газа 500 л на 1 л катализатора в час; соотношение исходного и циркулирующего газа равно 1 : 2,5; степень превращения смеси СО + Н2 равна 70%: соотношение Н2 : СО в исходном газе равно 1,7 : 1

 

Содержание *, масс. ч. на 100 масс. ч. Fe

Удельная поверхность восстановленного катали­затора, м2 на 1 г Fe

Содержание углеводородов с т. кип.  >320 °С (в расчете на С2 и выше), % (масс.)

К2О

SiO2

0,5-2

2-8

120—200

10—20

2-4

10-20

200—250

20—40

2-5

20—25

300

40—50

10

20-25

350

50-60

* Все катализаторы содержали дополнительно 5 масс. ч. Cu на 100 масс. ч. Fe.

трацией длинноцепочечных углеводородов (см. табл. 30) и таким образом в качестве основного продукта вырабатывают твердый парафин или моторное топливо.

Изменение состава продуктов в сторону преимущественного об­разования углеводородов с длинной цепью происходит параллель­но с увеличением концентрации оксидов калия и кремния в катализаторе, а также с увеличением его внутренней поверхности. Эти зависимости установлены при одинаковых условиях синтеза, но они могут измениться при варьировании этих условий. Поверхность катализатора, определенная по методу БЭТ, составляет в зависи­мости от условий получения катализатора, его состава и степени восстановленности от 100 до 400 м2 на 1 г Fe, что значительно вы­ше, чем для катализаторов, производимых другими способами. Доля образовавшихся углеводородов с длинной цепью особенно значительна в случае катализаторов с высоким содержанием пор большого диаметра (например, ≈ 10 нм),в то время как при мень­шем количестве так называемых макропор преимущественно обра­зуются углеводороды с короткой цепью.

Получение железных катализаторов вначале было организова­но с учетом многолетнего опыта производства кобальтовых ката­лизаторов. Однако вскоре выяснилось, что простое перенесение это­го способа обработки не оправдано. В связи с этим были испыта­ны другие пути производства железного катализатора, которые для осажденных катализаторов схематически представлены на рис. 133.

Получение стандартного железного катализатора. Для этого раздельно рас­творяют Fe и Cu в азотной кислоте при повышенной температуре. Очищенные . растворы содержат 100 г Fe/л и 40 г Cu/л; их хранят раздельно с небольшим избытком азотной кислоты (чтобы предотвратить осаждение продуктов гидро­лиза). Осаждение осуществляют, подавая кипящие растворы нитратов железа и меди (40 г Fe/л и 2 г Cu/л) в приготовленный раствор соды, который также нагрет до температуры кипения. Сливание обоих растворов проводят в течение 2—4 мин до получения суспензии с рН 7—8, интенсивно перемешивая для уда­ления выделяющегося диоксида углерода. Суспензию фильтруют, твердую фазу Промывают конденсатом до отсутствия щелочи и кристаллизуют из конденсата.

В эту массу добавляют такое количество раствора жидкого калиевого стекла,    чтобы    после    пропитки    получался    катализатор    с    содержанием

 

Поточная схема получения осажденных железных катализаторов

Рис. 133. Поточная схема получения осажденных железных катализаторов.

25 масс. ч. кремневой кислоты на 100 масс. ч. железа. Технический раствор жидкого стекла обычно содержит SiO2 и К2О в массовом соотношении 2,5 : 1, поэтому вводимый избыток К2О необходимо удалять. Для этого к массе добав­ляют определенное количество азотной кислоты и промывают конденсатом твер­дую фазу после фильтрования. Получаемый при этом осадок на фильтре имеет такой состав: 100 масс. ч. Fe, 25 масс. ч. SiO2, 5 масс. ч. К2О и 5 масс. ч. Cu. Осадок подсушивают, формуют в «колбаски» и окончательно высушивают до остаточного содержания воды 3% (масс). Измельчением зерен до размера 2—5 мм н разделением крупных и мелких частиц процесс получения сырого катализатора закапчивается.

Восстановление катализатора проводят при 230°С в течение 1 ч при атмо­сферном давлении и большой циркуляции водорода. В расчете на суммарное железо восстанавливают 20—30% Fe в металлическую форму, а 45—50% в двухвалентное  железо;   остальное  железо  находится  в  трехвалентной   форме.

Эту операцию проводят так же, как и восстановление кобальтовых катализато­ров. Восстановленный пирофорный катализатор хранят в атмосфере инертного газа, а при транспортировании покрывают парафином для защиты от окисления.

Зависимость свойств осажденных катализаторов от условий их приготовления позволяет направленно воздействовать на характе­ристики катализатора, однако требует точного соблюдения приня­тых условий.

Большое число ступеней (они схематично показаны на рис. 133) при неточной работе может явиться причиной необратимого изме­нения свойств готового продукта и привести к нежелательному по­ведению катализатора при синтезе. Многолетний опыт производ­ства кобальтового катализатора и обширные исследования, пред­шествующие промышленному получению железных катализаторов и учитываемые и в настоящее время при выработке осажденных катализаторов, содействовали бесперебойному пуску и надежной работе установок ФТ-синтеза со стационарным слоем железного катализатора.