Топливо из угля

Сравнение себестоимости бензинов, получаемых из угля и нефти

Сравнение себестоимости бензинов, получаемых гидрогениза­цией угля и синтезом Фишера — Тропша, с прямогонным нефтя­ным бензином свидетельствовало бы только о неблагоприятных для настоящего времени выводах для углехимических продуктов. При изменении степени роста цен на конкурирующее сырье мож­но в рамках моделирования легко показать, как протекал бы этот процесс в будущем после точки совмещения. При этом мо­гут иметься значительные различия в зависимости от региона. Так, в странах с особенно благоприятными по стоимости и доступно­сти углями (Южная Африка, Австралия, США) углехимические процессы  станут конкурентоспособными  раньше.

Несравненно труднее высказать даже суждение о вероятном изменении цен на сырье, экономическая ценность которого определяется в основном тем, что оно является энергоносителем.

Самую большую неопределенность для прогнозирования общей потребности в энергии и доли первичной энергии пред­ставляет будущая политика цен в стра­нах-экспортерах нефти. Поэтому в настоящее время из-за меняющейся си­туации с энергией можно только произвольно выявить цену нефти в бу­дущем.

Так, в основу недавно опуб­ликованного проекта OECD (Ор­ганизация Экономического Со­трудничества и Развития) об из­менении потребления и производства энергии в странах OECD по­ложены три разные цены 1 барреля нефти: 3, 6 и 9 долларов (применительно к курсу доллара в 1972 г.). В случае цены 9 дол­ларов, которая соответствует сегодняшним 11 долларам и ближе всего подходит к действительности, прогнозируют вплоть до 1985 г. следующие результаты [31]: годовое увеличение нормы потреб­ления энергии от прежней величины 5% снижается до 3,8% из-за экономии энергии, обусловленной более высокой ценой. Общее потребление нефти странами OECD повышается до 3463 млн. т нефтяного эквивалента в 1972 г. до 4600 млн. т в 1980 г. и до 5650 млн. т в 1985 г. Долю нефти в общей энергии уменьшают с 55,4% в 1972 г. до 43,5% в 1985 г. Ввиду высокой цены импорт­ной нефти требуются другие энергоносители, особенно атомная энергия.

В странах Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС в 1973 г. подвергали химической переработке 40 млн. т прямогонного бензина, что составляло 7% от общего потребления нефтепродуктов и 35% от выработки бензина [34]. К 1978 г. потреб ность химической промышленности в прямогонном бензине повысилась почти в 1,5 раза. При таком быстром повышении можно ожидать в первую очередь изменения в структуре потребления нефте- и углехимического сырья. При этом возможно следующее;

1. Замена бензина как сырья для производства синтез-газа на природный газ и мазут, что уже широко применяют.

2.        Изменение  ассортимента   нефтепродуктов,  чтобы  наряду с бензиновыми фракциями, получаемыми до сих пор исключительно перегонкой нефти, дополнительно вырабатывать определенное ко­личество   бензина   путем   превращения   высококипящих   фракций на установках термического, каталитического или гидрокрекинга.

3.        Вытеснение бензина как сырья для пиролиза на низшие олефины за счет применения газойля, мазута или сырой нефти  (на пример, способ фирмы BASF с погружным пламенем для совместного производства этилена и ацетилена, а также синтез-газа как побочного продукта).