Бензин

Квалификационные испытания бензинов

Растущая потребность в автомобильных бензинах и ужесточение экологических требований к их качеству при относительно ограниченных ресурсах нефтяного сырья вызывают необходимость оптимизации отдельных показателей их эксплуатационных свойств, все более широкого использования продуктов глубокой переработки нефти, новых присадок и синтетических компонентов.
При организации производства бензинов с использованием новых технологических процессов, новых компонентов и присадок эксплуатационные свойства опытных образцов бензинов подвергаются всесторонней оценке в ходе приемочных испытаний, которые включают этапы оценки физико-химических и эксплуатационных свойств квалификационными методами, стендовых испытаний на двигателях и эксплуатационных испытаний на автомобилях, проводимых по типовым и специальным программам.
Для допуска к применению автомобильных бензинов, полученных с непринципиальными изменениями сырья, технологии, компонентного состава и отдельных показателей качества, оценка их эксплуатационных свойств обычно ограничивается только этапом квалификационных испытаний.
Квалификационные испытания стали неотъемлемой частью — первым этапом испытаний всех опытных образцов бензинов [ 1, 2]. В отличие от приемочных испытаний по полной программе для проведения квалификационных испытаний требуется относительно небольшое количество образца бензина (150—200л) и сравнительно немного времени — обычно не более одного месяца.

Методы, используемые для квалификационных испытаний, сведены в комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов, утвержденный Государственной междуведомственной комиссией.по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте (ГМК).
Первый комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов был разработан в 1969 г., после чего он периодически дополнялся и уточнялся. Использование комплекса методов квалификационной оценки позволило значительно сократить объем испытаний при допуске к применению нового кислородсодержащего компонента — метил-трет-бутилового эфира, противоокислительной присадки ионол и других алкилфенольных присадок, моющих присадок «Найк» и «Афен», антидетонационной композиции с тетраметилсвинцом, подобрать оптимальный компонентный состав бензина АИ-93, уточнить технологию алкилирования при получении алкилбензина, оптимизировать компонентный сослав высокооктановых неэтилированных бензинов, получаемых на базе компонентов каталитического крекинга и каталитического риформинга, допустить к применению без дальнейших испытаний многие десятки образцов бензинов, полученных с частичным изменением сырья и технологии, а также при пуске новых установок и нефтеперерабатывающих заводов.