Каталитический риформинг

Интенсификация и модернизация действующих производств риформинга

В настоящее время перед нефтеперерабатывающей промышленностью ставится задача по увеличению количества и улучшению качества автомобильных бензинов и индивидуальных ароматических углеводородов. Решается она как за счет внедрения и строительства новых высокопроизводительных установок каталитического риформинга на современных типах катализаторов, так и за счет интенсификации и реконструкции действующих установок. При этом наибольшую актуальность приобрело последнее направление.
Интенсификация и реконструкция действующих производств за счет применения более совершенных катализаторов и оборудования, незначительного изменения технологии производства не требует больших капитальных вложений и в то же время обеспечивает выпуск автомобильных бензинов с повышенным качеством и в требуемом  количестве.
Более 30% действующих установок отрасли используют полиметаллический катализатор серии КР. На многих установках по выработке ароматических углеводородов применяется более эффективный экстрагент — триэтнленглнколь. Готовится к переводу на новые типы катализаторов н экстрагентов еще целый ряд установок.
Опыт эксплуатации интенсифицированных и модернизированных установок каталитического рнформпнга позволяет сделать следующие выводы.
1.    Катализаторы серии  К.Р обладают высокой стабильностью и хорошей селективностью при работе на жестком режиме. Длительность межрегеиерационного периода довольно высока  и составляет   около    12—15   месяцев.
2.    По сравнению с катализаторами старых модификаций катализаторы   серии   КР   позволяют  увеличить   объемную  скорость до  1,8 ч-1  (имеются  случаи эффективной  работы  катализаторов и при более высоких объемных скоростях) п тем самым повысить среднесуточную   производительность   па   20—25%.
3.    На катализаторах серии КР кратность циркуляции водородсодержащего газа может быть снижена до 1200—1300 м3/м3 сырья
(на некоторых установках достигнута и более низкая циркуляция водородсодержащего   газа).
4.    Октановые числа катализата в течение всего периода эксплуатации   катализатора   изменяются   незначительно   и   составляют 84—85 (по ММ).
5.    Перевод установок на катализаторы типа КР связан с ужесточением требовании к сырью,  пусковому водородсодержащему
газу и инертному газу, а также требует более эффективной работы блока   предварительной   гидроочисткн.
6. Для поддержания высокой активности катализатора на протяжении всего цикла эксплуатации он в период регенерации должен в обязательном порядке подвергаться восстановлению и   окислительному   оксихлорнрованию.
7.    Применение триэтиленгликоля (ТЭГа) в установках каталитического риформинга приводит:
 
а) к снижению удельных расходных показателей по пару и электроанергии за счет уменьшения циркулирующего раствора экстрагента и внутренних потоков;
б) к увеличению производительности установки вследствие уменьшения внутренних потоков за счет изменения соотношения растворитель/сырье.

8.    За счет увеличения производительности и повышения качества  продукции  достигается  улучшение  технико-экономических показателей   установок.

Применение катализаторов типа КР на действующих установках позволяет получать дополнительную прибыль вследствие увеличения срока службы катализатора, уменьшения общей стоимости катализатора (из-за сниженного содержания платины в катализаторе), увеличения отбора продуктов за счет повышения селективности    процесса.