Битумы

Комплексное производство битумных материалов

В последнее время возникла необходимость создания комплексного специализированного производства по выпуску основного ассортимента современных и перспективных битумных материалов: дорожных, кровельных и строительных битумов, полимербитумных вяжущих, рулонных кровельных материалов, битумных эмульсий и др.

Своевременность и необходимость создания подобного производства связана с возникшим в настоящее время резким разрывом между ассортиментом и качеством выпускаемой нефтеперерабатывающими предприятиями продукции и возросшим спросом на современные битумные материалы в народном хозяйстве.

Строительство подобного производства, технологически привязанного к действующему нефтеперерабатывающему предприятию, обусловлено:

- наличием на НПЗ основного перечня необходимого сырья и компонентов для производства подавляющего большинства типов битумных материалов требуемого качества;

- возможностью чёткого контроля качества сырья и продукции по всей технологической цепочке:

сырьё -> производство -> товарный битум -» модифицирование -> битумный материал;

- необходимостью придания гибкости всему производству битумных материалов в зависимости от сезонности спроса на ту или иную продукцию;

- возможностью использования имеющегося на предприятии оборудования, трубопроводов, резервуаров и т.п;

- возможностью рационального использования энергетических ресурсов в рамках НПЗ;

- высоким уровнем технологической дисциплины и профессионального опыта инженерно-технического персонала НПЗ.

В качестве примера приведем компоновку одного из реальных комплексных производств битумных материалов в одной из крупных нефтяных компаний России (с учётом возможных объёмов реализации продукции в регионе).

В проектируемое производство целесообразно включить, по мнению экспертов, следующие технологические линии и блоки (рис.З).

Блок № 1. Мощность - около 500 тыс. т. продукции в год:

- линия подготовки сырья для производства дорожных битумов марок БНД по ГОСТ 22245-90;

- линия окисления подготовленного сырья с получением окисленного продукта;

- линия компаундирования с получением основного ассортимента дорожных битумов повышенной долговечности.

Блок № 2. Мощность - около 100 тыс. т. продукции в год:

- линия окисления сырья с получением строительных битумов марок БН по ГОСТ 6617-90 и кровельных битумов марок БНК по ГОСТ 9548-98;

- линия по расфасовке и затариванию строительных битумов;

- линия по производству, расфасовке и затариванию рулонных кровельных материалов.

Блок № 3. Мощность - около 45 тыс. т. продукции в год:

- линия по приготовлению концентрата полимера;

- линия по производству дорожных полимербитумных вяжущих по ТУ 0256- 096-00151807-97.

Сегодня, используя битумы марок БНД и полимеры типа ДСТ, дорожно-строительные организации практически насытили российский рынок упомянутым вяжущим марок ПБВ. Сезонность спроса, высокая себестоимость, небольшие объёмы потребления и т.п. сдерживают сегодня организацию производства таких битумных материалов на нефтеперерабатывающих предприятиях. Комплексное же, специализированное производство может успешно обеспечить выпуск таких материалов.

Принципиальная схема комплексного производства битумных материалов

Рис 3.. Принципиальная схема комплексного производства битумных материалов: УГ - утяжеленный гудрон; КОС - комплексный стабилизатор состава; ПГ - подготовленный гудрон; РКМ - рулонный кровельный материал; БНК - битум нефтяной кровельный; БН - битум нефтяной; БДД - битум дорожный повышенной долговечности; ПБВ - полимер-битумные вяжущие; СБВ - серо- битумные вяжущие; Э - эмульгатор; ЭБК - эмульсия битумная катионная.

 

Технологическое оборудование блока по производству ПБВ позволяет получать также серогудроновые композиции (после их соответствующей дозированной энергетической обработки), последующее окисление которых на блоке № 1 решает одну из важнейших проблем современной нефтепереработки - утилизацию элементной серы.

Блок № 4. Мощность - около 30 тыс. т. продукции в год:

- линия по производству, например, катионоактивных битумных эмульсий для дорожного строительства и ремонта.

Постоянная ссылка на статью