Регенерация масел

Режим очистки масел адсорбентами

Большое значение при адсорбционной очистке отрабо­танных масел имеет температура и продолжительность обработки масла адсорбентами. Теоретически с повышением температуры эф­фективность адсорбции должна понижаться, так как при этом воз­растает тепловое движение молекул извлекаемых (адсорбируемых) веществ и последние с большим трудом задерживаются на поверх­ности адсорбента. Однако при низких температурах контакти­рования молекулы вещества слишком медленно диффундируют к поверхности адсорбента из-за высокой вязкости масла. Поэтому контактную обработку вязких моторных масел проводят при тем­пературах порядка 150—200° С.

Окончательная обработка масла по схеме масло — глина — вода адсорбентом проводится при температуре отгона горючих фракций в токе перегретого водяного пара. Температура обработ­ки трансформаторных масел 70—75° С [20].

Важным условием эффективности очистки является также про­должительность и интенсивность контакта (перемешивания) масла с адсорбентом (порошкообразным). Если адсорбент и масло оста­вить в спокойном состоянии, то слои жидкости, непосредственно соприкасающиеся с адсорбентом, очищаются, а нежелательные примеси из более удаленных слоев будут весьма медленно прони­кать к поверхности адсорбента. Поэтому контактная очистка отра­ботанных масел проводится обычно при интенсивном перемешива­нии (1000—1400 об/мин). Продолжительность перемешивания 30 мин.

Расход адсорбентов зависит от их активности. В табл. 33 при­ведены данные, характеризующие влияние расхода отбеливающей глины на снижение содержания асфальтенов в автомобильном масле.

ТАБЛИЦА 33 Влияние расхода отбеливающей глины на содержание асфальтенов в регенерированном автомобильном масле *

Расход отбели­вающей глины, %

Содержание асфальтенов, %

Сниже­

ние

содер­

жания

асфаль­

тенов

%

Расход

отбели­

вающей

глины

%

Содержание асфальте­нов, %

Сниже­

ние

содер­

жания

асфаль­

тенов

%

в отрабо­танном масле

в регенери­рованном масле

в отрабо­танном масле

в регенери- рованном масле

-

0,3120

0,2132

31,6

5

0,3720

0,0062

98,5

1

0,1976

0,1136

42,5

6

0,1976

Отсут­ствие

100

1

0,3120

0,1588

52,3

 

 

 

3

0,1976

0,0424

79,0

6

0,2628

То же

100

3

0,2628

0,0536

79,5

6

0,3720

 

100

3

0,3120

0,0600

80,7

7

0,3720

 

100

5

0,1976

0,0041

98,0

10

0,3720

»

100

* Работу проводили на установке РМ-50-65 по схеме масло — глина— вода.

На практике установлено, что расход отбеливающей глины при регенерации автомобильных и дизельных масел составляет 3—7% в зависимости от степени их отработанности.

Контактный способ очистки получил широкое распространение из-за простоты технологического оформления, легкости осуществ­ления и сравнительно высокой эффективности.

Существует другой способ адсорбционной очистки отработан­ных масел — фильтрование через слой крупнозернистого адсор­бента (метод перколяции). Адсорбент в виде крупки с зерном раз­мером 1,5—7 мм помещают в цилиндрическую емкость. Масло фильтруется через слой адсорбента самотеком или под давлением. Такой способ фильтрования широко применяется при регенерации энергетических масел, слитых с оборудования, и при непрерывной регенерации масел в термосифонных фильтрах, а также в адсор­берах (стационарных и передвижных).

Адсорбенты, применяемые при перколяционном фильтровании, особенно искусственные, целесообразно многократно регенериро­вать методом обжига в специальных аппаратах [20, 21].