Наряду с процессами окисления и термического разложения дизельного масла существенное значение имеет разбавление его горючим, особенно в зимнее время, так как при этом резко понижается вязкость и температура вспышки масла.
В табл. 6 и 7 приведены показатели качества отработанных автомобильных масел, в табл. 8 и 9 — дизельных масел.
ТАБЛИЦА 8 Качество отработанных масел МТ-16п
Показатели | Масло МТ-16п партий | ||
1 | 2 | 3 | |
Вязкость, сст |
|
|
|
V50 | 82,01 | 73,52 | 94,95 |
V100 | 12,88 | 10,95 | 12,40 |
Отношение V50/V100 | 6,37 | 6,71 | 7,66 |
Температура вспышки (в открытом тигле), °С | 186 | 173 | 165 |
Кислотное число, мг КОН/г | 0,28 | 0,27 | 0,14 |
Число омыления, мг КОН/г | 2,28 | 2,02 | 2,4 |
Коксуемость, % | 1,38 | 1,06 | 0,98 |
Зольность, % | 0,40 | 0,24 | 0,28 |
Содержание, % |
|
|
|
воды | 0,54 | 0,48 | 0,60 |
механических примесей | 0,751 | 0,502 | 0,400 |
в том числе: |
|
|
|
асфальтенов | 0,036 | 0,010 | 0,031 |
карбенов и карбоидов | 0,4275 | 0,3400 | 0,2190 |
неорганических компонентов | 0,2880 | 0,1520 | 0,1500 |
нейтральных смол | — | - 5,0 | 5,4 |
бария | 0,1105 | 0,0833 | 0,074 |
серы | 0,59 | 0,41 | 0,61 |
водорастворимых кислот |
| Отсутствие |
|
ТАБЛИЦА 9 Качество отработанных дизельных масел
Показатели | Отработанные масла | ||
с самосвалов | с теплоходов | с тепловозов | |
Кислотное число, мг КОН/г | 0,13 | 0,24 | 0,12 |
Содержание примесей, % | 1,691 | 1,011 | 0,357 |
в том числе: |
|
|
|
асфальтенов | 0,127 | 0,319 | 0,087 |
карбенов и карбоидов | 1,224 | 0,408 | 0,145 |
неорганических | 0,340 | 0,284 | 0,125 |
Коксуемость, % | 2,21 | 1,55 | 1,47 |
Зольность, % | 0,478 | 0,499 | 0,645 |
На рис. 7 показано изменение свойств масла в процессе его работы. Характерный состав загрязняющих примесей в масле приведен ниже:
Количество, % | Карбюраторные двигатели | Дизельные двигатели |
Асфальтенов |
|
|
минимальное | 5 | 3 |
максимальное | 30 | 10 |
среднее | 19 | 7 |
Карбенов и карбоидов |
|
|
минимальное | 37 | 80 |
максимальное | 88 | 90 |
среднее | 72 | 86 |
Неорганических компонентов |
|
|
минимальное | 4 | 4 |
максимальное | 38 | 17 |
среднее | 9 | 7 |
Особенно заметно повышается загрязнение масла по мере износа деталей двигателя (см. рис. 7). Это связано с увеличением количества прорывающихся в картер газов, которые несут с собой продукты неполного сгорания топлива и, повышая температуру масла, ускоряют процесс его загрязнения.
Рис. 7. Изменение содержания карбенов, карбоидов (а) и неорганических компонентов (б) примесей в масле двигателя ГАЗ-51 различной степени изношенности:
1 — изношенный двигатель; 2 — изношенный двигатель после смены поршней и колец; 3— новый двигатель.
Большое влияние на интенсивность загрязнения масла продуктами, попадающими из камеры сгорания в картер, а следовательно, и на образование осадков в двигателе оказывает вентиляция картера. В некоторой степени она предотвращает разжижение масла горючим.
Так как в дизелях конденсация топлива не происходит, вязкость масла в процессе работы повышается. Это объясняется так и более жесткими условиями работы дизеля по сравнению с карбюраторным двигателем.
При работе двигателя на масле, содержащем моющую присадку, концентрация ее уменьшается и понижается эффективность ее действия. Количество оснований для отдельных моющих присадок снижается в разной степени. Уменьшение содержания присадки в работающем масле объясняется, во-первых, коагуляцией на ее поверхности продуктов полимеризации масла с их последующим удалением фильтрами тонкой очистки и, во-вторых, термическим разложением присадки с образованием нерастворимых веществ, также удаляемых фильтрами тонкой очистки. Присадка срабатывается и вследствие взаимодействия ее с поверхностью деталей двигателя.
В первые часы работы двигателя концентрация присадки в масле снижается особенно интенсивно (рис. 8) [4]. При центробежной очистке масла присадки, как правило, извлекаются в меньшем количестве, чем при очистке фильтрующими элементами.
Рис. 8. Изменения содержания основания присадок в масле ДС-8 в процессе работы двигателя ЗИЛ-164:
3% ЦИАТИМ-339 + 1 % АзНИИ-ЦИАТИМ-1; 3,5% ДФ-1; 3-4,5% ВНИИ НП-361; 4-5,5% МНИ ИП-22К.