Из всего ассортимента автомобильных и автотракторных масел только масло АК-15 выпускается без присадок, а остальные содержат присадки, в том числе моющие. При работе двигателя на масле с моющей присадкой резко уменьшается образование лаков и осадков. Механизм моющего действия присадок весьма сложен и до настоящего времени не вполне выяснен. Большая часть моющих присадок принадлежит к классу поверхностно-активных веществ (ПАВ). Молекулы присадки обволакивают твердые частицы (продукты старения масла), не давая этим частицам слипаться; размывают крупные скопления частиц, препятствуют осаждению их из масла и прилипанию к металлическим поверхностям; смывают с поверхностей смолистые продукты.
Моющие присадки после непродолжительной работы масла в двигателе вызывают его быстрое потемнение, вследствие того, что они диспергируют (размельчают или размывают) появляющиеся в масле, а частично и на поверхностях деталей загрязнения. В присутствии присадки углеродистые частицы получаются настолько тонкодисперсными, что можно считать продукты загрязнения «растворенными» в масле. Поэтому отработанные масла с моющими присадками, слитые из двигателей, практически не отстаиваются даже при длительном выдерживании в отстойниках при температуре не менее 80°С. Такие «нефильтрующиеся» масла трудно поддаются регенерации на маслорегенерационных установках. Требуется применение специальных коагуляторов для укрупнения частиц взвеси продуктов старения в более крупные конгломераты.
Наибольшее распространение получили моющие присадки трех типов: алкилфенольные (АзНИИ-ЦИАТИМ-1, ЦИАТИМ-339, АзНИИ-7, ВНИИ НП-371 и БФК-1), фосфорсодержащие (ВНИИ НП-360, МНИ ИП-22к, ДФ-1) и сульфонатные (СБ-3, СК-3 и др.). Обычно моющие присадки применяются в композиции с другими, обладающими, например, антиокислительными и противокоррозионными свойствами, так как осадкообразование и лакообразова- ние в двигателе зависят не только от моющих свойств, но в значительной степени и от термоокислительной стабильности масла.
Хорошими моющими свойствами обладает присадка ВНИИ НП-350 (алкилфенолят бария), которая входит в состав многофункциональных (комплексных) присадок; например, она служит моющим компонентом присадки ВНИИ НП-360. Другим компонентом последней является присадка ВНИИ НП-354, обладающая высокими антиокислительными и противоизносными свойствами.
Содержание моющих присадок в маслах (свежих, отработанных и регенерированных) определяют, в частности, по величине зольности. В этом случае при прокаливании навески масла металл присадок переходит в нелетучие окислы. Но этот показатель неточен, так как источником образования золы могут быть и другие несгораемые примеси. Более точно можно определить моющий компонент в масле путем нахождения количества металлов (Са, Ва и др.), содержащихся в навеске золы.
Ко всем маслам (за исключением АК-15) добавляют комплексные присадки: к АСп-6, АСп-10 и АКп-10—5% АзНИИ-8у, 10% СК-З или 10% СБ-3. К маслам АКЗп-6 и АКЗп-10 2—3% полиизобутилена + 5% АзНИИ-8у. Кроме того, к указанным маслам допускается добавка депрессора АзНИИ не более 0,3% для масел АКЗп и 0,5% для остальных.
К маслу АС-10 добавляют 3,5% присадки ВНИИ НП-360, к АС-6 — ту же присадку с добавкой 1 % АзНИИ-ЦИАТИМ-1.
Масло АС-8 (смесь дистиллятного не менее чем с 14% остаточного) приготовляют с тремя видами присадок: ДФ-1; смесью 3% СБ=3+2% ДФ = Л + I % АзНИИ-ЦИАТИМ-1 и второй смесью — 3,5% ВНИИ НП-360 + 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1.
Масла АС-6 и АСп-6 являются основными зимними маслами для массовых типов автомобильных двигателей. АКЗп-6 служит зимним маслом для автомобилей, эксплуатируемых на севере; АС-10, АСп-10 и АКп-10 — основные летние масла для; массовых типов автомобильных двигателей.
Масло АКЗп-10 можно считать универсальным для массовых типов автомобильных двигателей, эксплуатируемых во всех районах страны, за исключением севера. АС-8 с присадкой ВНИИ НП-360 или ДФ-1 применяется как всесезонное для автомобилей, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-110, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-135 и УРАЛ-375; АС-8 с присадками СБ-3 и ДФ-11—как всесезонное для автомобилей ЗИЛ-111. АК-15 используется летом для тракторных карбюраторных двигателей.
Для дизельных двигателей в связи с более жестким тепловым режимом и большими, механическими нагрузками в подшипниках коленчатого вала требуются масла лучшего качества, чем для карбюраторных двигателей. Температура масла в картере карбюраторного двигателя редко превышает 85—90°С, а в некоторых дизелях при работе на полной мощности она достигает 100— 110° С.
Высокие температуры в поршневой группе приводят к более интенсивному окислению масла, усиленному лакообразованию и пригоранию поршневых колец. Поэтому дизельные масла должны иметь повышенную устойчивость против окисления, хорошие моющие и противокоррозионные свойства и, кроме того, повышенную вязкость.