Высокое давление

Общие сведения о компрессорах высокого давления

Наиболее распространенными машинами для сжатия газов являются компрессоры. При помощи компрессоров сжимают газы и накачивают их в замкнутые сосуды, а также проводят процессы, требующие непрерывной подачи газов.

Ротационные и центробежные компрессоры не нашли приме­нения для сжатия газов до высоких давлений и, за исключением немногих конструкций циркуляционных насосов, в этой области почти исключительно применяются поршневые компрессоры с возвратно-поступательным движением поршня.

Поршневые компрессоры на давление 100—1000 ат освоены в производстве и работают вполне удовлетворительно, но ком­прессоры на 1500—5000 ат все еще следует рассматривать не как стандартное, а как специальное сложное оборудование, причем главным образом лабораторного типа.

За последнее время химические процессы под высоким давле­нием широко внедрились в производство и в связи с этим компрессоростроение высокого давления выделилось в крупную от­расль специального машиностроения.

На химических заводах работают компрессоры производи­тельностью до 10 000 м3/час при давлении 850 ат, а в лаборато­риях проводятся исследования, при которых компрессоры сжи­мают газ до рабочего давления 5000 ат.

В послевоенный период в результате большой конструктор­ской работы, начатой еще в годы Великой Отечественной войны, компрессоростроительные заводы СССР перешли на выпуск но­вых, более совершенных компрессоров, спроектированных на базе широко проведенной унификации, с использованием новей­ших достижений техники [165].

Специфичность конструирования компрессоров высокого да­вления обусловливается отклонениями газов от законов идеаль­ного состояния (при сверхвысоких давлениях газы отклоняются от закона Бойля-Мариотта в несколько раз), повышенными сопро­тивлениями в клапанах и трубопроводах, высокими механиче­скими напряжениями, эрозией клапанов и в некоторых случаях коррозией стенок газовой средой. Уменьшение сжимаемости га­зов при сверхвысоких давлениях неблагоприятно сказывается на затрачиваемой мощности компрессора. Увеличенный расход энергии вызывается тем, что уже сжатый до высокого конечного давления реальный газ занимает в цилиндре больший объем, чем должен был бы занимать газ идеальный. Вследствие этого уве­личивается длина пути поршня, на которой он преодолевает уси­лие от полного рабочего давления, что соответственно приводит к повышению мощности, расходуемой компрессором.

С термодинамической точки зрения число ступеней сжатия должно быть максимальным, что при охлаждении цилиндров и наличии  промежуточных холодильников приближает процесс сжатия к наиболее выгодному — изотермическому процессу.

Однако при выборе числа ступеней сжатия кроме термодина­мического коэфициента полезного действия следует учитывать потери давления в клапанах и промежуточных холодильниках, потери на трение в движущихся частях, допустимые темпера­туры сжатия, габариты компрессора, стоимость изготовления и эксплоатационные расходы.

С ростом мощности и числа ступеней компрессора все боль­шее значение приобретает его надежность, долговечность, удоб­ство обслуживания и равномерность диаграммы тангенциальных усилий. Последнее особенно важно при применении синхронного электродвигателя. В малых компрессорах более существенны простота конструкции, компактность, многооборотность и дина­мическая уравновешенность. Большое влияние на выбор числа ступеней имеет стоимость энергии и регулярность загрузки ком­прессора, так как амортизационные расходы исчисляются в соот­ветствии с временем его использования в течение суток. Таким образом, как правило, число ступеней должно быть меньшим у компрессоров, предназначенных для непродолжительной работы. В последнем случае вопрос о расходе энергии отходит на второй план и решающим фактором становится стоимость машины, число ступеней в которой выбирается минимально-возможным, исходя из предела допустимых температур в цилиндрах.

М. И. Френкель [165] приводит следующие соотношения ме­жду числом ступеней и конечным давлением в выполненных кон­струкциях компрессоров:

ДЛЯ

1 ступени

 

 

ДО

7

am

»

2 ступеней

ОТ

5

»

30

»

»

3

»

13

»

150

»

»

4

»

35

»

350

»

»

5

»

150

»

1000

»

»

7

»

800

»

1000

»

Однако у сравнительно больших и особенно у малых ком­прессоров возможны значительные отклонения от указанных выше величин. Так, например, некоторые модели лабораторных компрессоров сжимают газ в четырех ступенях до 1000 и даже 4000 ат. Одна модель лабораторного компрессора на рабочее да­вление 150 ат имеет две ступени со степенью сжатия на первой от 20 до 25. Несмотря на масляную смазку, этот компрессор при­меняется даже для сжатия воздуха. Отсутствие нагарообразова- ния в цилиндрах с последующими взрывами можно объяснить малыми размерами компрессора, при которых обеспечивается хорошее охлаждение газа. Высокую степень сжатия имеют ино­гда и довольно крупные компрессоры, в особенности там, где необходимо уменьшить габариты и вес установки. Известен ряд компрессоров, сжимающих воздух до 200—225 ат, в двух сту­пенях.

Вследствие высокой температуры сжатия, вместо масла при­меняют раствор глицеринового мыла или же сухую, взрывобез­опасную смазку.

Порядок размещения ступеней компрессора по рядам и внутри каждого ряда определяет так называемую схему компрессора. При выборе схемы следует принять во внимание:

равенство поршневых усилий в мертвых точках и по ря­дам — для компрессоров на давление до 200—300 ат,

равенство работ по рядам и равенство работ при перед­нем и заднем ходе — для компрессоров более высокого давления, у которых в последней ступени начинает сказываться отклонение процесса сжатия от законов идеального газа;

наименьшее число сальников и применение их на ступенях более низкого давления;

сокращение длины трубопроводов;

удобство демонтажа поршней.

Опыт показал, что вследствие неполадок в работе большого внимания требуют клапаны, а также уплотнения поршней и што­ков.

В хороших конструкциях эти части компрессора должны быть легко доступны. Во избежание коррозии и быстрого изнашивания от соприкосновения с сжатым газом клапаны следует изгото­влять из специальной стали, причем для уменьшения скорости газа рабочая площадь их должна быть достаточно велика, — для этой цели часто ставят несколько клапанов параллельно. Боль­шой перепад давления в последних ступенях требует более со­лидной конструкции клапанов.

В небольших машинах, работающих при сверхвысоких давле­ниях, как показала практика Института высоких давлений, оправдали себя тарельчатые и шариковые клапаны, последние чаще срабатываются, но быстро и легко заменяются.

Для уплотнения поршней и штоков применяют поршневые кольца, манжеты и различные набивки, располагающиеся при уплотнении штоков и плунжеров, как правило, в корпусе. Для смазки компрессоров большой и средней производи­тельности применяют принудительную смазку цилиндров и саль­ников. У небольших компрессоров часто применяют смазку рас- пыливанием, когда масло подается только в первый цилиндр. Масло в остальные ступени поступает из первой вместе с ком­примируемым газом. Избытка масла следует избегать, так как кроме непроизводительных затрат оно засоряет трубопроводы и аппаратуру, вызывает образование нагара в цилиндрах и клапа­нах и приводит к изнашиванию цилиндров и уплотнительной на­бивки.

Смазка играет весьма важную роль, и в каждом конкретном случае ее подбирают, учитывая взаимодействие смазки со сжи­маемой средой, а также температуру сжатия и конструктивные особенности данного компрессора. Для компрессоров высокого давления применяют, в зависимости от сжимаемой среды, сле­дующие марки масел [186]:

а)  для воздушных компрессоров — компрессорное «Т» и брай- сток;

б)  для компрессоров, сжимающих азот, водород и азотоводо­родную смесь: цилиндровое 6 (Е100 = 4,5—6), вапор (Е100=  5,5—7), гудрон валорный (Е100 = 6—8,5);

в)  при сжатии газов, растворяющих масло (коксовый газ, естественный газ и т. п.), применяют масла, указанные в преды­дущем пункте, смешивая их с регенерированным маслом.

Масла высокой вязкости (Е100]>4) дефицитны и плохо расте­каются по поверхности, что требует увеличенного расхода смазки. Поэтому применяют их для ступеней высокого давления, где на прочности смазывающей пленки сильно сказывается окисление масла, разбавление его конденсирующейся влагой и разжижение растворяющими масло углеводородами.

При компримировании кислорода нельзя применять масло­содержащие смазки вследствие возможности опасных взрывов. В этом случае смазку производят дистиллированной водой. К воде обычно добавляют мыло или глицерин, причем количе­ство последнего в смазке не должно превышать 8—10%. При водных смазках применяют бронзовые поршневые кольца или манжеты из фибры и обезжиренной кожи. Уплотнение манже­тами ограничивает число оборотов кислородных компрессоров, так как для продолжительной работы манжет скорость поршня не должна превышать 1 м/сек.

В последнее время находят применение кислородные ком­прессоры без смазки (вернее «самосмазывающиеся»). Для уплот­нения этих компрессоров применяют втулки и поршневые кольца из графита, спрессованного при температуре около 1600°.

Привод компрессоров. Соединение компрессоров с двигателем осуществляется либо непосредственно, либо с помощью зубчатых редукторов, либо гибких передач, из. которых, при мощности ком­прессора до 300 л. с., наиболее часто применяют ременную или тексропную передачи.