Из всего сказанного выше ясно, что основные методы регенерации отработанных масел не могут быть применены по отдельности и на практике часто приходится прибегать к различным комбинациям способов, чтобы обеспечить достижение более высокого эффекта очистки. Например, обработка масла серной кислотой не может проводиться самостоятельно, а также быть завершающей стадией регенерации: очищенное этим методом кислое масло при самом тщательном отстое все же содержит некоторое количество недопустимых в условиях эксплуатации веществ, которые подлежат нейтрализации и удалению. Следовательно, обработку отработанного масла серной кислотой надо сочетать с последующей обработкой щелочью или отбеливающей глиной. Обработка щелочью немыслима без последующих промывок для удаления из масла образующихся мыл, а контактирование — без завершающей фильтрации для отделения от масла отработанной глины.
Очистка серной кислотой или отбеливающей глиной обводненного масла не дает требуемых результатов, так как вода ослабляет действие реагентов, разбавляя серную кислоту, забивает поры адсорбента, снижает эффект очистки и затрудняет фильтрацию.
Следовательно, обработке серной кислотой или контактированию обязательно должно предшествовать удаление воды путем отстоя или отгона.
При выборе метода регенерации или комбинации методов необходимо учитывать характер и природу продуктов старения отработанных масел и требования, предъявляемые к регенерированным маслам, а также количества собираемых отработанных масел. Располагая этими данными, можно определить, какие физико-химические свойства масла требуют исправления и, следовательно, выбрать соответствующий способ его восстановления.
Воду и твердые механические примеси удаляют из масла при помощи простейших методов регенерации — отстоя и фильтрации. В случае наличия в отработанном масле горючего и растворенных или химически связанных продуктов старения используют в зависимости от их характера более сложные методы очистки.
Основные схемы регенерации различных отработанных масел в зависимости от сорта, степени и характера их загрязнения, а также от дальнейшего назначения регенерированных масел применяются на практике обычно в следующих сочетаниях:
1. отстой и фильтрация;
2. отстой, обезвоживание и фильтрация;
3. отстой, обработка адсорбентами и фильтрация, в том числе с отгоном воды;
4. отстой, отгон горючего, обработка адсорбентом и фильтрация;
5. отстой, обработка адсорбентом, отгон горючего и фильтрация;
6. отстой, обработка ПАВ, отгон горючего, обработка адсорбентом и фильтрация;
7. отстой, обработка ПАВ, адсорбентов, отгон горючего и фильтрация;
8. отстой, обработка щелочью (или другими щелочными реагентами), адсорбентом и фильтрация;
9. отстой, обработка кислотой, адсорбентом и фильтрация;
10. отстой, обработка кислотой, щелочью, адсорбентом и фильтрация;
11. отстой, обработка кислотой, щелочью, отгон горючего, обработка адсорбентом и фильтрация;
12. отстой, отгон горючего, обработка кислотой, адсорбентом и фильтрация.
Обязательной стадией каждого способа регенерации является предварительный отстой масла от примесей и воды.
Сочетание различных методов применяют для отработанных масел, сливаемых из оборудования (двигателей внутреннего сгорания, станков, трансформаторов и т. п.).
Очистка масел непосредственно в циркуляционных системах механизмов обычно осуществляется при помощи индивидуальных методов, например, фильтрации и сепарации.
Простейшей схемой регенерации масел является комбинация отстоя с фильтрацией и отстоя с обезвоживанием и фильтрацией (первый и второй способы). Эти схемы предназначены для регенерации масел, которые в процессе работы загрязняются механическими примесями и водой (индустриальные масла, масла с холодных установок, гидравлических систем и т. д.).
Третья схема дополнительно включает процесс адсорбционной очистки. Его область применения чрезвычайно широка. Он при известных условиях используется для регенерации масел многих марок, например индустриальных из циркуляционных систем, которые помимо воды и механических примесей содержат кислые соединения, не удаляемые отстоем и фильтрацией, компрессорных, трансформаторных и турбинных масел с кислотными числами до 25 мг КОН/г и т. д.
Четвертый и пятый способы предусматривают отгон горючего, проводимый до или после обработки масла адсорбентом, и применяются для регенерации отработанных масел, не содержащих высокоэффективных моющих присадок. Если раньше эти методы имели наибольшее распространение, то в настоящее время в связи с изменением ассортимента масел и применением моющих присадок они утратили свое значение. Указанные выше методы и, следовательно, соответствующие установки применимы для регенерации масел всех марок, восстановление которых может проводиться по второму и третьему методам.
Шестой и седьмой способы охватывают регенерацию всех отработанных масел с двигателей внутреннего сгорания, в том числе с присадками; восьмой — презназначается для масел, кислотность которых при длительной работе значительно возрастает и для которых этот показатель строго нормируется. К таким маслам относятся турбинные и трансформаторные. Метод может применяться для регенерации масел с кислотными числами 0,25—0,5 мг КОН/г.
Для этих же масел (с повышенными кислотными числами) применим и шестой метод или седьмой, но без включения узла отгона горючего и при условии использования в качестве ПАВ щелочных реагентов (Nа2СО3, Nа3РO4 и т. п.).
По девятой схеме предусматривается обработка серной кислотой, контактирование с адсорбентом и фильтрация. Она весьма эффективна для много работавших и «нефильтрующихся» масел, разжиженных и не разжиженных топливом. Естественно, что введение в процессе регенерации отработанного масла такого эффективного реагента, как серная кислота, значительно улучшает качество регенерированных масел.
В десятом — двенадцатом сочетаниях методов очищенное серной кислотой масло обрабатывают щелочью, контактируют с адсорбентом и фильтруют. Кислотно-щелочной метод не отличается от принятого в заводской практике процесса очистки масляных дистиллятов.
Здесь рассмотрены все основные применяемые на практике схемы регенерации масел. Однако не следует думать, что этим перечислением исчерпываются все возможные методы восстановления масел. Не следует также применять комбинации методов без всестороннего изучения условий регенерации масел на каждом конкретном предприятии.
Режим работы свежих масел и характер претерпеваемых ими изменений в процессе эксплуатации настолько разнообразны, что в каждом случае к выбору оптимального метода регенерации необходимо подходить аналитически.