Для синтеза при атмосферном давлении или при ≈ 1,2 МПа первоначально применяли только кобальтовые катализаторы, которые кроме кобальта содержали еще активаторы в разном числе и количестве, а также значительное количество носителя.
Первый катализатор, примененный в промышленности, содержал наряду с кобальтом оксид тория (IV), медь и кизельгур, однако его механические свойства были неудовлетворительными, а стабильность при длительной работе недостаточная. Улучшенный вариант (100 масс. ч. Со, 15 масс. ч. ThO2 и 200 масс. ч. кизельгура) также был недостаточно производительным, и позже его заменили на стандартный катализатор состава 100 масс. ч. Со, 8 масс. ч. MgO, 5 масс. ч. ThO2 и 200 масс. ч. кизельгура [133], который с 1938 г. применяли на всех промышленных установках атмосферного и среднего давления. Последующее модифицирование этого катализатора (замена системы MgO + ThO2 на МnО и уменьшение доли кизельгура) позволило получать особенно высокий выход углеводородов с большой молекулярной массой. Этот катализатор применяли до тех пор, пока не были достигнуты успехи в синтезе на железных катализаторах.
Подробно исследовано [134—136] влияние количественного соотношения активаторов (MgO и ТпО2) на каталитические свойства кобальтовых катализаторов. Однако влияние всех четырех компонентов (Со, MgO, ThO2 и кизельгур) на те или иные свойства не было одним и тем же, а неодинаковые условия получения катализаторов и их испытаний вносили разнобой в результаты оценки. Поэтому однозначно оценить полученные результаты невозможно. Все же в обобщенном виде можно заключить, что состав ФТ-продуктов, вырабатываемых в промышленности, зависел от условий синтеза и от изменений в составе катализатора или в способе его получения и что достигнутая высокая производительность кобальтовых катализаторов в жестких условиях синтеза прежде всего обязана многолетним систематическим улучшениям промышленного производства катализаторов.
При производстве 100 тыс. т первичных продуктов ФТ-синтеза в год при атмосферном и среднем давлении раньше нужно было от 2 до 3 тыс. м3 кобальтового катализатора. Можно представить, сколько потребовалось бы катализатора для удовлетворения потребностей настоящего времени.
Получение стандартного кобальтового катализатора [137] Кобальт, магний и торий применяют в виде тщательно очищенных водных растворов их нитратов. Необходимо полное отсутствие хлоридов и сульфатов, так как даже следы этих ионов снижают производительность готового катализатора.
Для покрытия расхода кобальта (т. е. для его экономии) отработанный катализатор подвергали переработке — отделяли загрязнения и растворяли металлический кобальт в азотной кислоте. Вырабатываемый металлический кобальт содержал значительное количество меди, поэтому растворение кобальта проводили неполностью и примеси меди удаляли с некоторым количеством металлического кобальта, на котором она осаждалась вследствие цементации осадка.
Водные растворы нитратов тория и магния (активаторы) получают, растворяя гидрокарбонат тория и оксид магния в азотной кислоте. Нитраты активаторов смешивают с раствором нитрата кобальта в заданном соотношении.
Затем добавляют кипящий кобальтсодержащий раствор (да 40 г Со в 1 л) к кипящему раствору карбоната натрия (100 г Na2CO3 в 1 л); при этом стремятся осуществить смешение при интенсивном перемешивании и за возможно более короткое время, исчисляемое только несколькими минутами. В образующуюся после осаждения горячую суспензию гидрокарбонатов металлов сразу же вводят (при перемешивании) предусмотренное количество носителя — кизельгура.
Маточный раствор и осадок разделяют на фильтр-прессе; твердый остаток промывают горячим конденсатом для удаления остаточного количества карбонатных и нитратных ионов. Промытый на фильтр-прессе осадок удаляют, причем на этой ступени добавляют небольшие количества пыли и мелочи, образующихся при дальнейших операциях с катализатором, и снова фильтруют. Полученный осадок формуют в виде «колбасок» * и высушивают (в несколько ступеней) до остаточного содержания влаги, равного всего нескольким процентам. Высушенные «колбаски» размельчают и рассевают, отбирая гранулы от 1 до 3 мм. Получаемые при этом более мелкие фракции возвращают в кристаллизатор.
Полученный катализатор (насыпная масса 300—350 г/л) активируют, обрабатывая сухим водородом или азото-водородной смесью (например, газом для синтеза аммиака). Это восстановление проводят партиями в сосуде кубической формы (объем «0,8 м3) при атмосферном давлении. Температуру восстановления (400 °С) обеспечивают за счет предварительного подогрева циркулирующего восстановительного газа; на восстановление одной партии катализатора необходимо 90 мин. Воду, привнесенную извне или полученную при восстановлении катализатора, отделяют от циркулирующего газа-восстановителя конденсацией и адсорбцией на силикагеле.
К концу восстановления катализатор уже обладает достаточной активностью, чтобы частично метаннровать выделяющийся из карбонатов диоксид углерода. Поэтому из-за повышающегося содержания метана часть рециркулирующего газа-восстаиовителя непрерывно выводят и заменяют исходным газом, чтобы содержание инертных примесей не превышало определенного предела.
Содержащийся в катализаторе кобальт на 50—60% восстанавливают до металла. Степень восстановления регулируют, изменяя температуру и время контакта, и контролируют. Более высокая степень восстановления (которую в принципе можно достичь без затруднений) обусловливает слишком высокую активность катализатора и в результате — повышенное отложение углерода и местные перегревы. Катализатор с более низкой степенью восстановления недостаточно активен.
После восстановления катализатор охлаждают в потоке водорода или инертного газа. Загрузку катализатора в реакторы ФТ-сингеза также следует проводить в среде защитного газа, чтобы предотвратить дезактивирование пирофорного катализатора кислородом воздуха.
Извлечение кобальта и активаторов из отработанного катализатора имело решающее значение (особенно во время войны) для обеспечения установки ФТ-синтеза катализатором; процесс вели в несколько ступеней.
Катализатор, выгруженный из реакторов, подвергали экстракции дизельным топливом или фракцией тяжелого бензина, образующегося в синтезе, для удаления органических загрязнений. Этот (еще пирофорный) материал переводили в раствор, обрабатывая азотной кислотой, а отфильтрованный раствор для отделения загрязнений (железо, алюминий, кальций) ступенчато нейтрализовывали раствором карбоната натрия. При этом выпадал в осадок практически весь торий, который на отдельной ступени переработки извлекали из осадка. К полученному раствору нитрата кобальта добавляли требуемое количество растворов нитратов тория и магния и применяли эту смесь для выработки свежего катализатора.
Применение кобальтовых катализаторов в виде небольших гранул было неизбежным для загрузки пластинчатых реакторов вследствие конструктивных особенностей этих аппаратов. В разработанных несколько позже реакторах типа «труба в трубе» можно было бы применять формованный катализатор, если бы он имел высокую прочность и им можно было бы равномерно заполнять аппарат. Дело в том, что при восстановлении катализатора обязательное уменьшение его массы и объема (за счет потерь воды и СОг) было столь велико, что в случае загрузки формованного невосстановленного катализатора получались очень непрочные формовки и можно было ожидать их разрушения. Даже частичное предупреждение потерь за счет предварительной термической обработки (кальцинирование) катализатора изменяло структуру -кристаллов и пор, и вследствие этого катализатор после восстановления имел меньшую активность, чем полученный обычным путем. Предполагаемые преимущества от такой предварительной подготовки поэтому не могли быть реализованы, и приходилось мириться с недостатками эксплуатации и синтеза на тонкоизмельченных катализаторах.
------------
* Формуется на прутковом (фитильном) прессе.