Бензин

Бензины Российской Федерации

Основное количество автомобильных бензинов в РФ вырабатывается в соответствии с действующим стандартом ГОСТ 2084—77 с изменениями, учитывающими необходимость улучшения экологических свойств. Этим стандартом предусмотрена выработка бензинов 4 марок: А-72, А-76, АИ-93 и АИ-95. Наиболее массовые бензины выпускаются как неэтилированные, так и содержащие свинцовые антидетонаторы. Поставка бензинов А-72 и АИ-95 должна производиться промышленностью только в неэтилированном виде.
Наличие 4 марок бензинов связано с различными требованиями к детонационной стойкости топлива двигателей, находящихся в эксплуатации. Бензин А-72 предназначен для применения на автомобилях, давно снятых с производства (ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, ГАЗ-69, ГАЗ-21, ГАЗ-51, ГАЗ-53, УАЗ-450 и др.). Бензин А-76 является основным для современных отечественных грузовых автомобилей с бензиновыми двигателями, выпускаемыми заводами ГАЗ и ЗИЛ. Бензин АИ-93 применяется на всех современных отечественных легковых автомобилях, а также на большинстве автомобилей иностранных марок. Бензин АИ-95 предназначен для применения на отечественных представительских легковых автомобилях высокого класса ЗИЛ и «Чайка», а также используется на престижных автомобилях иностранных марок.
Кроме бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084—77, многими российскими нефтеперерабатывающими заводами выпускаются неэтилированный бензин АИ-91, применяемый вместо бензина АИ-93, а также экспортные бензины марок А-80, А-92, А-96, этилированные и неэтилированные по соответствующим техническим условиям.
Неэтилированный бензин АИ-91 по антидетонационным свойствам в дорожных условиях (дорожному октановому числу) соответствует этилированному бензину АИ-93, что обеспечивается включением в число обязательных контролируемых и нормируемых показателей коэффициента распределения детонационной стойкости по фракциям.
Экспортные этилированные автомобильные бензины отличаются от соответствующих бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084—77, не только детонационной стойкостью, но и нормами на допустимое содержание свинца (не более 0,15 г на дм3, что соответствует современным западноевропейским требованиям), а также меньшим допустимым содержанием серы. В число нормируемых показателей экспортных бензинов введена также массовая доля меркаптановой серы, что повышает надежность контроля коррозионных свойств.
Наряду с ужесточением требований к указанным выше показателям качества экспортных бензинов норма на индукционный период этих продуктов существенно уменьшена по сравнению с требованиями ГОСТ 2084—77 до уровня, характерного для зарубежных бензинов, содержащих, как правило, значительно больше нестабильных компонентов крекинга по сравнению с отечественными бензинами.
Для эксплуатации автомобилей в суровых климатических условиях Севера РФ должны применяться бензины с улучшенными пусковыми и контролируемыми низкотемпературными свойствами.
В конце 80-х — начале 90-х гг. в развитых промышленных странах в целях уменьшения загрязнения окружающей среды в спецификациях на автомобильные бензины стали ужесточаться нормы на содержание серы, а также включаться дополнительные показатели, ограничивающие содержание ароматических углеводородов (в том числе наиболее летучего бензола) и непредельных углеводородов.
В России с начала 90-х годов также проводятся мероприятия по улучшению экологических свойств автомобильных бензинов. «Экологически чистые» бензины вырабатываются по отдельным техническим условиям, разрабатываемым некоторыми нефтеперерабатывающими предприятиями и объединениями.
Показатели, по которым улучшаются экологические свойства бензинов НОРСИ АИ-80, НОРСИ АИ-92 и НОРСИ АИ-95 по сравнению с требованиями ГОСТ 2084—77, являются массовые доли общей серы и меркаптановой серы. Дополнительно вводятся ограничения содержания ароматических углеводородов, в том числе отдельно для бензола и непредельных углеводородов. Устанавливается норма на допустимый верхний предел плотности.
Реально по содержанию непредельных и ароматических углеводородов, включая бензол, и плотности бензины с «улучшенными экологическими свойствами» практически соответствуют неэтилированным стандартным бензинам, вырабатываемым в России в 1-й половине 90-х гг. По химической стабильности, с учетом снижения требований к индукционному периоду, бензины НОРСИ АИ-80...АИ-95.могут даже уступать бензинам по ГОСТ 2084-77. Бензин НОРСИ А-76 с «улучшенными эксплуатационными свойствами» отличается от обычного неэтилированного стандартного бензина А-76 только наличием в нем моющей присадки типа «Афен», вводимой непосредственно на НПЗ.
Таким образом, появление на данном этапе отечественных автомобильных бензинов с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами пока не связано с реальным глубоким изменением их химического состава за счет использования новых технологических процессов вторичной переработки.