Бензин

Сравнение бензинов различного происхождения

Показано, что наибольшее снижение фактической детонационной стойкости при фракционировании наблюдается у смеси бензина каталитического риформинга и бензина прямой перегонки (10 — 12 единиц), несколько меньшее — у тройной смеси бензинов: каталитического риформинга, каталитического крекинга и прямой перегонки [19, 20] и до 5 пунктов— у смеси бензинов каталитического крекинга и прямой перегонки.
Детонационная стойкость бензинов при их фракционировании во впускном трубопроводе существенно зависит от количества и качества содержащихся в них антидетонационных присадок, которые обычно неравномерно распределяются при разделении бензинов на фракции.
Для того чтобы учесть фракционирование бензина во впускном трубопроводе и предсказать фактическую детонационную стойкость топлива в автомобильных двигателях, предложено два принципиально различающихся способа определения октановых чисел в лабораторных двигателях.
Первый способ заключается в оценке детонационной стойкости какой-либо фракции бензина, предварительно отогнанной в колбе со стандартным дефлегматором. Одни исследователи предлагают отгонять фракцию до 100°С и определять ее октановое число (ОЧИМ10()). Другие предлагают отгонять 50 или 75% всего бензина и определять октановое число по исследовательскому методу именно этой части бензина (ОЧИМ или ОЧИМ„).
Второй способ предусматривает дооборудование обычной установки для определения октанового числа по исследовательскому методу специальной вставкой во впускной трубопровод. Вставка может иметь различную конструкцию, но назначение ее одно — конденсация и отвод наиболее высококипящих фракций бензина, т.е. имитация фракционирования бензина непосредственно при определении октановых чисел. Этот метод получил название метода распределения, а октановые числа бензинов по этому методу— октановые числа распределения (ОЧИР).
Некоторое представление о соотношении октановых чисел, определенных различными лабораторными методами, с дорожным октановым числом (ОЧДМ), определенным на 3—7 автомобилях, можно составить по данным табл.
Дорожные октановые числа, как правило, ближе соответствуют октановым числам, определенным по методу распределения, чем другими лабораторными методами. Следует отметить, что и метод распределения не всегда дает удовлетворительные результаты.
Обращает внимание большая разница в значениях октановых чисел ОЧИМ 75 и ОЧИР, несмотря на относительно близкие количества фракций, попадающих в цилиндр двигателя при определении октановых чисел по этим методам. Эту разницу, по-видимому, следует отнести целиком за счет того, что при определении ОЧИР высококипящие фракции бензина вследствие распыления все же попадают в цилиндр двигателя, тогда как при определении ОЧИМ75 это явление полностью исключено.
В настоящее время экспериментально найдено несколько зависимостей между октановыми числами, определенными различными методами, и детонационной стойкостью бензинов в дорожных условиях.
Для бензинов, содержащих антидетонаторы, кроме приведенных выше, предложен ряд формул, учитывающих неравномерность распределения тетраэтилсвинца и тетраметилсвинца, но об этом речь в следующем разделе книги.