Бензин

Сезонные и зональные бензины

Огромные размеры территории нашей страны обусловливают разнообразие климатических условий. Повсеместное применение бензинов одинакового фракционного состава в любое время года неизбежно повлечет за собой повышенный расход топлива, увеличение продолжительности пуска двигателя, снижение его надежности, долговечности и т.д.
Для наиболее полного удовлетворения требования двигателей с учетом климатических особенностей территории России автомобильные бензины по фракционному составу следует подразделять на два зональных и два сезонных сорта. Снабжение топливами отдаленных районов, особенно на севере нашей страны, сопряжено с известными трудностями, поэтому бензины для северных и южных районов должны быть всесезонными. Технически оправданна следующая классификация бензинов по фракционному составу.
Всесезонный северный бензин предназначен для использования в районах, расположенных севернее и северо-восточнее изотермы января -20 °С. Бензин должен обеспечивать пуск холодного двигателя при температуре воздуха -30°С и в то же время не вызывать образование паровых пробок в условиях летней эксплуатации автомобилей при температуре воздуха до +30°С.
Всесезонный южный бензин служит для применения в южных районах страны, расположенных южнее изотермы июля +25°С. Основным требованием к бензину является отсутствие паровых пробок в системе питания при температуре воздуха до +55°С. Бензин должен обеспечивать пуск холодного двигателя в зимнее время года при температуре воздуха до -10°С.
Летний и зимний бензины рассчитаны на использование в средней полосе страны. Зимний бензин должен обеспечивать пуск холодного двигателя при температуре воздуха до -25°С и отсутствие паровых пробок при температуре воздуха +35°С, летний бензин — соответственно пуск до -15°С и отсутствие паровых пробок — до +50°С.
Автомобильные бензины указанного фракционного состава будут в наиболее полной мере удовлетворять требованиям двигателей в различных климатических условиях эксплуатации, и применение их должно дать значительную экономию. Однако, учитывая неизбежные трудности с производством и отгрузкой бензинов различного фракционного состава, особенно на тех нефтеперерабатывающих заводах, которые вырабатывают бензины для использования в различных климатических зонах, возможен постепенный переход на выпуск зональных и сезонных автомобильных бензинов. На первой стадии можно предусмотреть выработку двух бензинов, различающихся по фракционному составу, — зимнего и летнего. В этот период зимний бензин можно использовать одновременно в качестве всесезонного северного, а летний бензин — в качестве всесезонного южного. Именно такой промежуточный шаг и сделан в нашей стране с 1967 г., когда предусмотрен выпуск автомобильных бензинов зимнего и летнего видов.