Бензин

Пуск холодного двигателя

Трудности пуска холодного карбюраторного двигателя в зимнее время при низких температурах окружающего воздуха обусловливаются тремя основными причинами: ухудшением испаряемости бензина, возрастанием вязкости смазочного масла и понижением емкости и напряжения аккумуляторных батарей. Кроме этих основных причин, пуск холодного двигателя затруднен из-за увеличения утечек горячей смеси через зазоры, более интенсивной теплоотдачи в стенки камеры сгорания, низкой температуры засасываемого воздуха и соответственно невысокой температуры нагрева смеси после сжатия и т.д.
До недавнего времени основной проблемой при пуске хо-лодного двигателя был выбор соответствующего масла. В на-стоящее время разработаны и всесторонне исследованы так называемые загущенные масла, применение которых обеспечивает вращение коленчатого вала двигателей с необходимым пусковым числом оборотов при низких температурах. Во время испытаний загущенных масел в холодильной камере неоднократно отмечалось, что, несмотря на довольно высокое пусковое число оборотов, запустить двигатель не удавалось вследствие плохой испаряемости бензина.

Проблему пуска карбюраторного двигателя следует рассматривать как совокупность трех самостоятельных вопросов:
пуск холодного двигателя без всяких специальных приспособлений за счет хорошей испаряемости применяемых бензинов;
пуск холодного двигателя с помощью специальных пуско-вых жидкостей;
пуск двигателя после предварительного подогрева с помо-щью подогревателей.

При пуске двигателя испаряемость бензина во впускной системе ухудшается за счет низкой температуры бензина плохого распыливания его при малых скоростях воздуха в диффузоре. В настоящее время разработан ряд конструктивных мероприятий, улучшающих пусковые свойства двигателей. Пусковые регулировки карбюраторов, улучшение конструкции камер сгорания и впускных трубопроводов и ряд других мер, безусловно, способствуют хорошему испарению бензина, но решающим фактором является содержание в бензине низкокипящих углеводородов. Именно эти углеводороды, испаряясь во впускном трубопроводе, создают топливно-воздушную смесь, способную к воспламенению от искры.
В топливе, предназначенном для пуска холодного двигате-ля, количество низкокипящих фракций, казалось бы, ограничивать не следует. Однако чрезмерное содержание таких фракций в бензине вызывает неполадки при работе прогретого двигателя и. повышенные потери бензина при хранении и применении. Содержание низкокипящих фракций в современных товарных бензинах контролируется величиной давления насыщенных паров и температурой перегонки 10% бензина.

Зависимость температуры воздуха, при которой возможен пуск двигателя, от фракционного состава бензинов.
Предельные температуры пуска двигателя на бензинах различного фракционного состава оказались практически прямо пропорциональны значению температур начала кипения и перегонки 10% бензина.
Пусковые свойства автомобильных бензинов характеризуются не только содержанием самых низкокипящих фракций (10% бензина), но и количеством более высококипящих фракций, и в частности температурой перегонки 20% бензина. Зависимость пусковых качеств испытанных бензинов от температуры перегонки 20% бензина также носит практически прямолинейный характер.
Пусковые свойства бензинов часто связывают с содержанием в них легких фракций, выкипающих до 70°С. Этот подход к оценке пусковых свойств бензинов, основанный не на определении температуры перегонки какого-то количества бензина, а на определении количества бензина, выкипающего до определенной температуры, безусловно, заслуживает внимания. Эта зависимость не носит прямолинейного характера. С понижением температуры окружающего воздуха потребность во фракциях, выкипающих до 70°С, растет быстрее.
Проведенные испытания выявили весьма характерную за-висимость температуры возможного пуска двигателя от давления насыщенных паров исследованных бензинов. При понижении давления насыщенных паров бензина до 250 мм рт.ст. пусковые свойства его ухудшаются. Снижение давления насыщенных паров ниже 250 мм рт.ст. сопровождается резким ухудшением пусковых свойств. Эти результаты свидетельствуют о необходимости ограничения не только верхнего, но и нижнего пределов давления насыщенных паров бензинов. Товарные автомобильные бензины всех сортов должны иметь давление насыщенных паров не менее 250 мм рт.ст.
Все полученные выше результаты относятся к бензинам, в составе низкокипящих фракций которых практически не со-держится бутанов. В последние годы в ходе различных испытаний автомобильных бензинов было замечено, что при добавлении бутанов пусковые свойства бензинов улучшаются непропорционально изменению отдельных показателей их испаряемости. Иными словами, пусковые свойства бензина, содержащего бутан, всегда оказывались лучше, чем пусковые свойства бензина без бутана, имеющего такое же давление насыщенных паров и температуру перегонки 10%. Предложенные выше формулы в случае бензинов, содержащих бутаны, дают завышенную температуру воздуха, при которой возможен холодный пуск двигателя. Присутствие в бензине бутана в первую очередь сказывается на температуре начала кипения бензина. Именно этот показатель характеризует наличие бутана и, в известной мере, его количество. Это обстоятельство указывает на необходимость вернуться к определению и нормированию температуры начала кипения бензинов.