Бензин

Компонентный состав автомобильных бензинов

Компонентный состав бензина зависит от его марки, а также наличия на данном нефтеперерабатывающем заводе тех или иных установок и процессов по получению базовых и высокооктановых компонентов. Основными физикохимическими показателями, определяющими содержание отдельных компонентов в составе товарного бензина, являются его октановое число, температурные характеристики фракционного состава, показатели химической стабильности и ограничения по групповому углеводородному составу. При составлении рецептуры бензина эти показатели каждого отдельного компонента сопоставляются с нормами на товарный продукт.
Оценка качества отдельных компонентов и товарных бензинов при их получении на НПЗ осуществляется лабораторными стандартными методами по показателям физикохимических свойств, нормируемым соответствующими ГОСТ и ТУ. На базовые компоненты, как правило, отсутствуют государственные или отраслевые стандарты. Контроль их качества осуществляется по нормам заводских ТУ, разработанным с учетом особенностей технологической схемы и технологического оборудования каждого конкретного НПЗ.
Требования к качеству и составу высокооктановых компонентов, которые в ряде случаев являются товарной продукцией НПЗ, как правило, регламентируются ГОСТ или отраслевыми ТУ .
Используемый в качестве высокооктанового компонента технический изопентан обычно вырабатывается по заводским ТУ и имеет следующие основные показатели качества:

октановое число (ММ)    без ТЭС     88
с 0,82 г ТЭС на I кг    97
пределы кипения, °С     27—34
давление насыщенных паров при 38°С, МПа     133
плотность, кг/м3     630

Для повышения давления насыщенных паров автомобильных бензинов используется также бутановая фракция, имеющая температуру кипения ~0°С, давление насыщенных паров при 38°С—348 кПа и октановое число по ММ — 90.
Вовлечение ароматических компонентов в автомобильные бензины ограничивается общим допустимым содержанием в них ароматических углеводородов— не более 55% объемн.
Основное количество товарных автомобильных бензинов в нашей стране в настоящее время вырабатывается с добавлением свинцовых антидетонационных композиций — этиловых и метиловых жидкостей, являющихся смесями алкилов свинца, в основном тетраэтилсвинца или тетраметилсвинца с алкилгалогенидами, выполняющими роль выносителей из цилиндров двигателя оксида свинца, образующегося при сгорании этилированных бензинов.
Компонентный состав товарных автомобильных бензинов в зависимости от набора технологических процессов на данном НПЗ, общего ассортимента товарной продукции, качества перерабатываемой нефти, возможности использования антидетонационных присадок отличается весьма широким разнообразием.
Основными компонентами автомобильных бензинов являются бензины каталитического риформинга, прямой перегонки и каталитического крекинга. Бензин термического крекинга используется главным образом для приготовления низкооктановых бензинов А-72 и А-76.
В качестве высокооктановых добавок в автомобильные бензины вводятся преимущественно ароматические компоненты: пиробензол, толуол, смесь алкилароматических углеводородов от С8 и выше, реже используются изопарафиновые компоненты: изопентановая и изогексановая фракции и алкилат (алкилбензин), последний практически используется только для получения высокооктановых бензинов АИ-93, АИ-95 и АИ-98.
На ряде НПЗ в товарные автомобильные бензины вовлекается бензин гидрокрекинга, а в начале 90х гг. в России стали вырабатываться бензины с МТБЭ.