При всей сложности химизма каталитического риформинга его технологическое оформление довольно просто. С одной стороны, это имеет очевидные преимущества, а с другой — ограничивает возможности активного воздействия на процесс. Все параметры риформинга, кроме температуры, довольно жестко определяются на стадии проектирования установки и могут изменяться при ее эксплуатации лишь в узких пределах. Использование хлорированного оксида алюминия в качестве носителя в катализаторах риформинга дает еще одну возможность активного регулирования процесса — путем контролируемого модифицирования катализатора при его хлорировании.
Таким образом, основными параметрами управления процессом риформинга на промышленных установках являются температура и содержание хлора в катализаторе.
От содержания в катализаторе хлора зависит не только его активность, но и стабильность в условиях реакционного периода. По литературным данным наиболее высокая стабильность, а следовательно наименьшая скорость закоксования наблюдается при массовом содержании хлора в монометаллическом платиновом катализаторе 0,8—0,9%, а в полиметаллических 1,0—1,1%. Производимые в разных странах полиметаллические катализаторы риформинга, как правило, содержат больше хлора, чем монометаллические.
Приведенные выше данные об оптимальном содержании хлора в катализаторах риформинга следует рассматривать как ориентировочные. Поэтому, чтобы оценить необходимое содержание хлора, следует учесть конкретные свойства применяемой каталитической системы.
Равновесное содержание хлора в катализаторе при его эксплуатации зависит как от свойств носителя (оксида алюминия), так и от применяемых условий: температуры, концентрации водяного пара в циркулирующем ВСГ, а также количества хлорорганического соединения, добавляемого к сырью. При постоянной температуре содержание хлора в катализаторе зависит от молярного отношения Н20 : НСl в циркулирующем ВСГ.
В работе [125] установлена зависимость равновесного содержания хлора в катализаторах АП-64 и типа КР в зависимости от молярного отношения Н20 : НСl (рис. 9.3). При повышении температуры на 10 °С в диапазоне 400—520 °С массовое содержание хлора в катализаторе при постоянном отношении Н20 : НСl уменьшается на 0,03%.
При определении количества хлорорганического соединения, которое необходимо добавлять в сырье риформинга для поддержания заданного отношения вода : хлор, следует учитывать также хлор, содержащийся в перерабатываемом сырье. Это стало особенно важным в последнее время в связи с расширением использования хлор- органических соединений для промывки нефтяных скважин на нефтепромыслах, а также использования хлорсодержащих ПАВ для увеличения нефтеотдачи пластов.
Рис. 9.3. Зависимость содержания хлора на катализаторе от соотношения вода : хлор при 490 °С.
+ — катализатор КР-104; ● — катализатор КР-106; о — оксид алюминия А-64; М — соотношение вода : хлороводород, моль/моль.