Риформинг

Процесс селективного гидрокрекинга бензинов риформинга

Процесс селектив­ного гидрокрекинга заключается в избирательном расщеплении низ­кооктановых н-парафинов, содержащихся в бензиновых фракциях. Селективный гидрокрекинг осуществляют на бифункциональных катализаторах, основой которых служат геометрически селективные цеолиты [291].

Таблица 6.12. Селективный гидрокрекинг (СГ) бензина риформинга, его фракции до 100 °С и бензина-рафината [282]

Условия: 360—380 °С: 3 МПа.

Показатели

Бензин риформинга

Рафинат

Бензин риформинга (70%)+рафинат (30%)

Фракция до 100 С бензина риформинга

исходный

после

СГ

исходный

после

СГ

исходный

после

СГ

исходный

после

СГ

Массовый выход, на сырье, % катализата СГ

92,5

73,5

88,0

80,0

газа

7,5

26,5

12,0

20,0

C1+C2

0,5

1,2

0,7

2,2

С2+С4

7,0

25,3

11,3

17,8

р20/4

0,774

0,794

0,675

0,681

0,738

0,762

0,678

0.685

Фракционный состав, С

н. к.

45

64

58

53

48

61

45

40

10%

72

88

64

60

63

79.

55

53

50%

116

121

71

74

92

108

68

74

90%

155

152

90

109

149

152

91

93

к. к.

184

181

119

134

170

177

113

105

Массовый групповой состав угле­водородов, %

непредельные

0,7

0,0

0,1

0,1

0,6

0,1

2,0

0,2

ароматические

61,7

68,9

3,0

5,2

45,4

54,1

12,0

14,9

предельные

37,6

31,1

96,9

94,9

54,0

45,8

86,0

84,9

В том числе парафины

 

 

 

 

 

 

 

 

н- С5

3,4

1,4

3,6

2,4

3,4

1,7

10,2

5,5

н- С6

3,5

0,1

19,6

1,9

8,4

0,6

8,5

0,7

н-С7

1,3

0,1

10,2

0,5

4,0

0,2

7,1

0,2

изо- С5

3,6

3,9

3,5

4,1

3,5

3,6

10,8

13,5

изо6

6,7

7,1

37,6

51,0

16,1

19,0

19,3

25,4

изо- С7

5,8

7,6

15,7

22,9

8,8

12,5

22,1

29,9

Октановое число

 

 

 

 

 

 

 

 

м. м.

84,0

87,3

60,0

75,8

78,2

85,4

77,3

и. м.

94,2

99,2

76,3

84,0

94,5

68,6

77,9

                    

Избирательность их действия обусловлена тем, что через входные окна таких цеолитов диаметром 0,50—0,52 нм во вну­тренние полости могут проходить и реагировать там молекулы н-парафинов, а молекулы изопарафинов и циклических углеводородов туда не проникают.

Процесс селективного гидрокрекинга, получивший название селектоформинг, был разработан в США [292] и нашел промышленное применение для повышения октанового числа бензинов риформинга, в частности для доведения его до 100 [293]. Подобный же процесс был разработан во ВНИИНефтехиме [294 ] и прошел опытно-промыш­ленные испытания на установке производительностью 100 тыс. т/год по сырью [295]. Процесс селективного гидрокрекинга нашел также промышленное применение для повышения детонационной стойкости низкооктановых бензинов-рафинатов, получаемых в качестве по­бочного продукта при извлечении ароматических углеводородов (бензола, толуола, С8) из бензинов риформинга.

Исследования, проведенные во ВНИИНефтехиме [282, 296, 297], показали ряд перспективных направлений промышленного использования комбинированного процесса риформинг — селектив­ный гидрокрекинг (табл. 6.12).

Так, если каталитический риформинг проводят с периодической регенерацией катализатора, то октановое число бензина можно зна­чительно повысить (например,  с 94,2 до 99,2 — см. табл. 6.12) се­лективным гидрокрекингом, не ужесточая режим риформинга и тем самым не сокращая продолжительности реакционного периода уста­новки риформинга.

Селективный гидрокрекинг рафинатов, полученных после эк­стракции ароматических углеводородов из катализатов рифор­минга фракции 62—105 °С, позволяет получить полноценный компо­нент автомобильного топлива с октановым числом (м. м.) 75—76. Можно также повысить октановое число головной фракции бензина риформинга, перегоняющейся до 100 °С (см. рис. 6.4), и тем самым значительно улучшить его качество как базового компонента авто­бензина.

Наконец, подвергая селективному гидрокрекингу смесь бензина риформинга с октановым числом 94,2 (и. м.) и бензина-рафината с ок­тановым числом 60 в соотношении 70 и 30% по массе, получают ба­зовый компонент автомобильного топлива АИ-93. При добавлении  к последнему 10—15% изопентана можно получить неэтилированный бензин АИ-93.