Риформинг

Влияние содержания хлора в катализаторе риформинга

 Содержание хлора в катализаторе можно регулировать непосред­ственно в условиях его эксплуатации, изменяя подачу хлорорганического соединения в зону катализа. Тем самым можно ослаблять или усиливать кислотную функцию катализатора и таким образом воздействовать на скорости кислотно-катализируемых реак­ций дегидроциклизации и гидрокрекинга парафинов, а также де­гидроизомеризации пятичленных нафтенов. Лишь при оптимальном содержании хлора в применяемом катализаторе можно достигнуть, наиболее выгодного соотношения скоростей разных кис­лотно-катализируемых реакций. Таким образом, регулирование со­держания хлора в катализаторе во время его эксплуатации служит технологическим приемом, использование которого, наряду с обыч­ными параметрами процесса, делает возможным получение высоких выходов высокооктанового бензина и ароматических углеводородов. Иллюстрацией могут служить данные, полученные при риформинге фракции 85—180 °С на полиметаллическом катализаторе КР-108 с разным содержанием хлора  [278]. Увеличение массового содержа­ния хлора в катализаторе от 0,25 до 0,96% приводит к значительному увеличению выхода ароматических углеводородов особенно при низ­ких температурах процесса, например при 470 °С (табл. 5.6). Уве­личение их выхода происходит главным образом за счет дегидро­циклизации парафинов.

Условия: суммарное массовое содержание нафтенов и ароматических углеводородов в сырье 38,3%, 1,5 МПа, водород : углеводород - 6, объемная скорость 1,5 ч-1.

Таблица 5.6. Зависимость выхода ароматических углеводородов при риформинге фракции 85—180 °С от содержания хлора в катализаторе КР-108 [278]

 

Темпера­тура про­цесса, °С

Массовый выход аро­матических углеводородов (в %) при со­держании хлора в ката­лизаторе

Темпера­тура про­цесса, °С

Массовый выход аро­матических углеводо­родов (в %) при со­держании хлора в ката­лизаторе

0,25%

0,46%

0,96%

0.25%

0,46%

0,96%

470

45,8

50,4

55,0

505

56,8

60,8

64,8

490

52,7

56,8

60,6

515

59,2

62,9

64,8

 

Повышение содержания хлора в катализаторе КР-108 от 0,25 до 0,96% приводит к заметному улучшению селективности процес­са, что выражается в увеличении выхода риформата с одним и тем же октановым числом (рис. 5.7).  

Зависимость октанового числа (м. м.) риформата от его выхода при массовом содер­жании хлора в катализаторе КР-108

Рис. 5.7. Зависимость октанового числа (м. м.) риформата от его выхода при массовом содер­жании хлора в катализаторе КР-108 (в %):

1 — 0,25; 2 — 0,46; 3 — 0,96.

 

Не менее важным представляется тот факт, что скорость закоксовывания, а, следовательно, и дезактивации катализатора риформинга зависит также от содержания в нем хлора. Как было отмечено выше, минимальная скорость закоксовывания монометаллического катализатора 0,35% Pt/Al203 наблюдается при массовом содержании хлора 0,8—0,9%. Для биметаллического катализатора PtIr/А1203 это значение несколько больше и составляет 1,0—1,1% [208]. В работе [279] также показано, что стабильность ренийсодержащих катали­заторов риформинга КР-104 и КР-106 в реакционном периоде про­цесса зависит от содержания в них хлора.

Таким образом, регулированием содержания хлора в катализаторе риформинга при его эксплуатации можно достигнуть увеличения вы­хода ароматических углеводородов, повышения селективности про­цесса и улучшения стабильности катализатора.